Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы
Первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались возникновением, ростом и идейной борьбой разных художественных течений. Особенно ярко она проявилась в литературе. Сюда пришло много молодых талантов, в том числе из рабочей среды и из деревни. Различие интересов, целей, мировоззрений, разница в образовании, образе жизни и культуре, свое видение проблем развития литературы в условиях строительства общества нового типа – эти и другие обстоятельства сыграли свою роль в создании множества литературных объединений, деятельность которых отразилась на культурной жизни республики и общем состоянии отечественной литературы.
В 20-е гг. писатели группировались в объединениях «Маладняк» (1923–1928), «Узвышша» (1926–1931), «Полымя» (1927–1932). Их активными участниками были А. Дудар (А.А. Дайлидович), Я. Пуща (И.П. Плащинский), Я. Купала, Я. Колас, А.И. Александрович, В.Н. Дубовка, К. Крапива (К.К. Атрахович), В.А. Жилка, А.А. Бабареко, П.Р. Головач, Б.М. Микулич и многие другие демократически настроенные писатели и поэты. Они публиковали свои новые произведения в журналах, вели литературную полемику. Процесс деления старых и создания новых объединений прекратился в июне 1934 г., после Первого съезда белорусских писателей, на котором был создан Союз писателей БССР.
Несмотря на многочисленные реорганизации и разногласия, 20-е гг. оказались весьма плодотворными для молодой белорусской советской литературы, представители которой находились во власти революционно-романтических умонастроений, испытывали духовный и творческий подъем и веру в национально-культурное возрождение.
Наряду с молодыми литераторами активно трудились писатели старшего поколения. Так, из-под пера Я. Купалы в эти годы вышел ряд национально-патриотических произведений.
Среди них – статья «Незалежнасць» (1919), стихотворения «Паустань» (1919), «У вырай» (1920), «Перад будучыняй» (1922), «За усё» (1926), «Акоу паломаных жандар» (1926).
Я. Колас закончил работу над эпохальными поэмами «Новая зямля» (1923) и «Сымон-музыка» (1925), начатыми еще в дооктябрьский период. В 1927 г. вышли из печати вторая часть его трилогии «На ростанях» и повесть «У глыбi Палесся».
К бурным событиям Октябрьской революции и Гражданской войны обращались в своих произведениях Т. Гартный, М. Лыньков, П. Трус, М. Чарот. Кроме того, создавались социально-бытовые рассказы о жизни деревни и эпические произведения, происходило становление жанра белорусского романа («На ростанях» Я. Коласа, «Сын» Р. Мурашки, «Зямля» К. Чорного).
Значительных результатов достигла белорусская драматургия. Оригинальные пьесы предложили театрам Т. Гартный и Я. Купала («Тутэйшыя», 1922). Росли мастерство и популярность К. Крапивы. Его басни «Дзед i баба» (1925), «Дыпламаваны баран» (1926) разоблачали общественные недостатки, создавали пародии на новоявленных бюрократов, высмеивая их низкий образовательный и моральный уровень. В Западной Белоруссии, несмотря на гонения польских властей, создавали яркие произведения М. Танк, П. Пестрак, В. Тавлай.
Исключительно важную роль в формировании новой генерации белорусских писателей сыграла в 20-е гг. газета «Савецкая Беларусь», где работали Я. Купалы, Т. Гартный, М. Чарот, А. Гурло, Я. Журба, 3. Бядуля. В интенсивном творческом развитии национальной поэзии и прозы периода поисков и экспериментов во многом проявлялись особенности тех обновленческих процессов, которые были характерны для передового направления советской литература в целом.
Но по мере свертывания новой экономической политики время относительных демократических свобод в культуре закончилось. С насаждением культа личности И. Сталина в конце 1920-х гг. связаны начавшаяся критика национально-патриотических деятелей и ограничение свободы творчества. Часть белорусских литераторов обвинялась в национал-демократизме, пренебрежительно названным «нацдемом», и подвергалась арестам, высылкам. Жертвами первых репрессий стали В. Жилка, А. Адамович, В. Дубовка, Я. Пуща, М. Горецкий, А. Гурло. Развернувшаяся «критика» не обошла стороной Я. Купалу и Я. Коласа, над которыми нависла тень преследований. Не изменяя своим убеждениям, классики национальной поэзии вынуждены были внешне смириться со сложившейся обстановкой.
Временем тяжелых испытаний для белорусской литературы явились 30-е гг. И все-таки вопреки нараставшим преследованиям и репрессиям писатели продолжали плодотворно работать, внося свой вклад в развитие отечественной литературы и создание подлинных художественных ценностей и гуманных нравственных ориентиров. Белорусскую литературу 30-х гг. невозможно представить без творчества Кузьмы Чорного – творца эпической и философской прозы, отличавшейся аналитичностью и историзмом. Им были написаны проблемные социально-философские романы «Бацькаушчына» (1931), «Трыццаць гадоу» (1934), «Трэцяе пакаленне» (1935).
Рекомендуем также:
Особенности политической и хозяйственной культуры Древнего Египта. Быт, нравы
и обычаи египетского общества
Египет всегда управлялся абсолютным монархом (обладал неограниченной властью и мог присвоить себе любой титул). Царь, или фараон, считался живым богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он нос ...
Культура россии
постсоветского периода
После превращения Российской Федерации в самостоятельную державу ее культура стала развиваться в новых условиях. Ей присущ широкий плюрализм, но недостает духовного напряжения, творческой продуктивности, гуманистического запала. Сегодня в ...
Хараппская культура
Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как древний Египет и Месопотамия, а в ряде отношений превосходившая их. Раскопки в долине Инда у ...