Раннее белорусское зодчество и искусство
'Одигитрия (с греч. – Путеводная) в византийской иконографии – один из ведущих канонических изображений Богоматери с младенцем, сидящим на левой руке с жестом благословения. Название происходит от константинопольского монастыря Одегон. Этот иконописный многовариантный канон встречается уже в древнерусском искусстве домонгольского периода.
Произведений светской станковой живописи, датируемых XIV–XV вв., на территории Беларуси не найдено. Однако есть свидетельства о появлении в последние два века белорусского средневековья предпосылочных образцов портретного жанра, которые зафиксированы в контексте культовой фресковой живописи. Имеются в виду отретушированные лики государственных деятелей, князей, княгинь и членов их семей. Так, в «Хронике» М. Стрыйковского есть запись о виденных им на фресках в Замковой церкви Витебска изображениях княгини Ульяны и ее мужа Ольгерда. В XV в. в схожей манере были написаны портреты Анны Радзивилл, слуцкого князя А. Олельковича, известного магната А. Ходкевича. Фресковая живопись украшала княжеские дворцы в Вильно, Троках, Витебске, Полоцке, Гродно, а также церковь в Сынковичах. Белорусских мастеров ценили за искусность и приглашали на работу в Краков, Люблин и другие польские города. Известно, например, что придворным живописцем у короля Ягайлы около 10 лет был Якуб Венжик из Беларуси. Фресковые картины белорусских художников на территории Польши сохранились, как правило, только во фрагментах, но они имеют большую историческую и художественную ценность, представляя особый интерес с точки зрения становления культурных связей двух соседних народов.
В XII–XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485–1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков. Среди них есть и миниатюры, обращенные в далекое прошлое. Образы евангелистов Матвея, Марка, Луки, Иоанна встречаются в Оршанском, Лавришевском, Шерешовском и ряде других евангелий, славящихся своим художественным оформлением. Со временем в белорусской миниатюре усилилось западноевропейское влияние, проявившееся в жизнеподобных картинах, исторических и бытовых сценках, напоминающих сюжетные композиции мастеров итальянского Проторенессанса и Раннего Возрождения.
Культурный быт наших предков, их обрядовый фольклор были тесно связаны с пением, музыкой, танцами, театрализованными выступлениями талантливых певцов, сказочников, музыкантов, танцоров, жонглеров. По городам и весям ходили «веселые люди» – скоморохи, для которых нехитрое искусство было главным занятием и средством существования. Скоморохи участвовали в языческих и христианских обрядах, сопровождали войско в военных походах, без них не обходились княжеские застолья, свадьбы, различные праздники. О выступлении скоморохов рассказывают рисунки Радзивилловской летописи. Благодаря этим миниатюрам белорусский мастер В. Пузыня в 1993 г. воссоздал древний белорусский музыкальный инструмент хорум, напоминающий тыкву-шар с вставленной в него жалейкой. Несколько ранее, в 1980-е гг., он реконструировал сурму, басэтлю, дуду, усовершенствовал лиру и жалейку.
К музыкальным инструментам, возникшим в период становления белорусской народности, относятся также трубы, бубен, рог, гусли, барабан и другие традиционные для восточных славян инструменты. С принятием христианства стало развиваться церковное пение, адаптировавшееся к этническим музыкальным традициям, национальному мелосу.
В средние века произошло формирование новой народности, солидаризировавшейся с мигрировавшими на ее территорию этносами, становление уникальной пограничной цивилизации, утвердилась белорусская государственность. Сложились национальная картина мира со своими базисными символами, литературный (старобелорусский) язык, ставший государственным, сам стиль культуры коренной народности, который усваивали и обогащали соседние национальности. Однако ход становления национальной цивилизации существенно осложнили размежевание и колебания политической элиты между «Востоком» и «Западом», противоборство между православием и католичеством. Положили начало глубоким духовно-нравственным исканиям выдающиеся деятели христианского Просвещения. Христианство, несмотря на конфессиональный раскол, значительно ускорило развитие отечественной культуры, придало ей разнообразие, эстетическую выразительность и духовную насыщенность.
Рекомендуем также:
Отечественные молодежные субкультуры
Что же было источником конструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные движения, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с ...
Диалектика фотомонтажа
Как и в начале своего пути лучшие фотомонтажные работы стали экспонироваться в музеях. За рубежом не редкость специализированные издания высокохудожественных фотомонтажных работ, в которых они систематизированы по темам: реклама, природа, ...
Искусство компьютерного коллажа
Коллаж (в переводе французское слово collage означает наклеивание), по словам художников, «бросает вызов живописи». Когда-то Пабло Пикассо одним из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве, а сегод ...