Сайт о культуре и искусстве

Реализм

Другое » Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века » Реализм

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре ХIХ века являлся реализм.

Реализмв широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы ХIХ века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема (личность и общество). У писателей она выражалась в противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и массового. Там, где ученый стремился оставаться нейтральным к событиям, как того требовал от него научный метод, художник-реалист проявлял страстную заинтересованность, желание исправить мир, решить нравственные проблемы современности.

Реализм и романтизм объединяет критическое отношение к капиталистической реальности. Когда капитализм в середине ХХ века вступил в новую историческую фазу, стал более цивилизованным, пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились художественные стили эпохи. От романтизма реализм отличают методы отображения критикуемой реальности: скрупулезная работа с объективными фактами у реалистов, углубление в субъективный мир человека - у романтиков.

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства ХIХ - ХХ веков числятся Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А.И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский.

Выдающийся французский писатель Стендаль (1783-1842) опубликовал в 1825 году книгу (Расин и Шекспир), считающуюся первым манифестом реалистической школы. Страстное обличение политической реакции и мещанской ограниченности сочетается в его романах с глубоким анализом внутреннего мира героя (Красное и черное, 1831; Пармская обитель, 1839 и др.).

Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) считается основоположником жанра социально-реалистического романа. Бальзак не только показал, но и доказал, что человек формируется под влиянием общественных отношений.

Один из великих художников мировой литературы – Чарльз Диккенс (1812-1870), основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. Уже в ранних (Очерках Боза) (1836) он попытался сделать социальную диагностику различных слоев лондонского общества. А в следующем романе (Приключения Оливера Твиста, 1838) писатель изобразил капиталистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Роман наполнен состраданием к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятием социальной несправедливости.

Французский писатель Гюстав Флобер (1821-1880) в знаменитом романе (Госпожа Бовари, 1857) описал убийственную пошлость обывательской среды, бездуховность тихой и благопристойной глубинки. Флобер оказал большое влияние на развитие реализма в мировой литературе еще и как блестящий стилист.

К реализму тяготеет и творчество крупнейшего французского писателя ХIХ века Эмиля Золя (1840-1902), хотя литературоведы относят его к самостоятельному течению – натурализму. Натурализм(от лат. natura - природа) - направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети ХIХ века, теоретиком и главой которого являлся именно Э. Золя.

Реализм в живописи во Франции связан с художниками (Барбизонской школы).Этот термин обозначает живописные открытия независимых пейзажистов, работавших в 30-60-е годы ХIХ века в деревушке близ леса Фонтенбло, – Т. Руссо, Н. Диас, Ж. Дюпре, К. Коро, К. Труайон. Они обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.

Рекомендуем также:

Герои древнегреческих трагедий
Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Однако, как мы уже упоминал ...

Юрий Владимирович Никулин
Выбирая тему для данной работы, пришлось задуматься, ибо не каждый день выпадают подобные задания. Я решила написать про русского человека, внесшего свой неоценимый вклад в развитие кинематографа и культуры в целом. Вряд ли можно найти х ...

Движущаяся камера сопровождает движущийся объект
Это наиболее сложная форма внутрикадрового движения. Видеокамера, более легкая по сравнению с кинокамерой и потому более мобильная, может врезаться в самую гущу событий, улавливать невидимые для обыкновенного наблюдателя важнейшие детали ...