Сайт о культуре и искусстве

Древнебелорусская письменность и литература

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Древнебелорусская письменность и литература

Страница 3

В середине XV в. в Смоленске был составлен первый общегосударственный летописный свод Великого Княжества Литовского – Белорусско-литовская летопись 1446 г. В него вошли «Похвала великому князю Витовту», «Летописец великих князей литовских» и другие примечательные тексты в виде связных исторических рассказов. Их авторы описывали события с возможной (для данного протолитературного жанра) фактической точностью, живо и красочно.

Особое место среди памятников письменности конца XII в. принадлежит «Слову о полку Игореве» (конец 1185 – 1186), повествующему о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев весной 1185 г. Это произведение явилось выдающимся образцом древней восточнославянской литературы. Автор «Слова» – патриот родной земли, один из наиболее прогрессивных людей своего времени – осуждает междоусобицы, призывает князей к единству во имя мира и процветания. Летописец осуждает кровавый характер братоубийственных сражений. Через призму своих воззрений он неоднозначно изображает военные успехи Полоцкого князя Всеслава Чародея. Показаны поход полководца Всеслава на Новгород, битва на Немиге, княжение в Киеве, возвращение в Полоцк и радение о родном городе. «Слово» приоткрывает наше далекое прошлое со всеми его проблемами и политическими сложностями.

Известны и другие ранние литературные сочинения, в частности «Слово о Меркурии Смоленском», рассказывающее о событиях, связанных с татаро-монгольским нашествием. Есть предположение, что на белорусских землях появились былины «Вольга и Микула Селянинович» и «Добрыня-сват». Возможно, полоцкий князь Всеслав Чародей повлиял на создание образа былинного героя Волха Всеславовича, а в былине «Добрыня-сват» содержится намек на борьбу князя Владимира с полоцким князем Рогволодом.

Образованные книжники Великого Княжества Литовского проявляли интерес к средневековому греко-византийскому духовному наследию и богатой римско-католической литературе. Об этом свидетельствуют многочисленные переводы, переписывание, цитирование соответствующих произведений христианских и светских авторов и составление содержательных комментариев к ним. Популярной была и переводная религиозная и светская литература с греческого, древнееврейского, латинского языков: Библия, Евангелие, Псалтырь, жития святых, фантастическая повесть об Александре Македонском «Александрия», повесть Иосифа Флавия об уничтожении Иерусалима («Иудейская война»).

С изобретением в середине XV в. И. Гутенбергом печатного станка появилась возможность печатать книги и в Беларуси. Принято считать, что здесь первопроходцем был знаменитый Франциск Скорина. Однако нельзя забывать, что в 1491 г. в Кракове немец Ш. Фиоль издал «русскими буквами» (т.е. кириллицей) для православного люда богослужебные сборники «Октоих» и «Часослов». Эти книги скорее всего печатались для православных белорусов, ибо поляки пользовались латиницей.

Популярным на белорусских землях было и устное народное творчество: праздничные и обрядовые песни, заговоры, сказки, фантастические повести, песни, былины, предания, легенды, загадки, пословицы, поговорки и др. В них отображался богатый опыт народа, его знания, мировосприятие, моральные принципы, обычаи, традиции, в том числе обусловленные культом природных стихий и языческих персонажей – олицетворений земли, воды, дождя, грома, молнии, солнца, а также русалок и лесовиков. Так, животворящим существом, матерью-кормилицей представлялась людям Земля – доминантный базисный символ в картине мира белорусов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Сходства и различия в архитектуре храмов Древнего Египта и Месоамерики
Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, и здесь же жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел и чисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной. В Америк ...

Понимание Васнецовым значения русского церковного искусства
Неиссякаемое внимание к русской старине, сказавшееся и в станковой живописи Васнецова, и в его увлечениях прикладным искусством, с закономерностью привели его к размышлениям над важнейшими началами национальной культуры и, в конце концов ...

История Кижского архитектурного ансамбля
Церкви в Кижах были построены раньше 1583 года – упоминание Кижского погоста встречается в Писцовой книге 1563 года, которая к тому же содержит ссылки на еще более раннее его описание 1496 года (оно до настоящего времени не сохранилась). ...