Сайт о культуре и искусстве

Древнебелорусская письменность и литература

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Древнебелорусская письменность и литература

Страница 1

Памятники древней письменности. Исторические документы свидетельствуют о том, что славянские племена, жившие на территории Беларуси, имели письменность еще до распространения кириллицы. Существовавшая система записи информации представляла собой примитивное пиктографическое письмо, которое ученые назвали «черты и резы». Болгарский просветитель Храбр писал, что до крещения «словене не имеху книг, но чрьтами и резами чьтеху и гадааху». Сфера применения такого протописьма была ограниченной: его представляли, в частности, родовые знаки, знаки собственности, календарные знаки. Соответствующие надписи на каменных плитах найдены в Березинском районе (д. Погост), в Бобруйском районе (недалеко от реки Птичь), в Горецком районе (д. Пневщина), в Зельвенском районе (д. Сынковичи).

Но подобного рода письменность не была приспособлена для записи сложных текстов, которые стали необходимы с возникновением государств-княжеств. Наши предки пытались вести записи греческими буквами, но этому мешали особенности славянской фонетики. Наиболее древним образцом письма восточных славян является найденная под Смоленском печать полоцкого князя Изяслава (конец X в.) с изображением трезубца и надписью «Изас[лав]ос», сделанной кириллицей.

Весьма интересными памятниками письменности белорусской земли являются так называемые Борисовы камни. По приказу полоцкого князя Бориса Всеславовича на валунах были высечены шестиконечный крест и надпись-обращение к Богу: «И помозi рабу своему Борисоу». Эти камни свидетельствуют о религиозных взглядах жителей Полоцкой земли. Всего в Подвинье найдено 9 валунов с надписями. Рогволодов камень (1171) был обнаружен между Оршей и Друцком. К сожалению, многие уникальные памятники письменности бесследно исчезли.

О развитии грамотности на территории Беларуси свидетельствуют также самшитовый гребень с вырезанными на нем буквами от «А» до «Л» (конец XII – начало XIII в., Брест), берестяные грамоты, найденные в Мстиславле и Витебске, знаменитый крест Евфросиньи Полоцкой, надписи в Софийском соборе Полоцка. Документы подтверждают тот факт, что полочане знали и латинскую графику; при проведении торговых операций они пользовались иностранными языками. В Минске, Друцке, Браславе, Полоцке, Копыси, Турове, Витебске, Волковыске археологами найдены застежки от переплетов книг и многочисленные принадлежности для письма (костяные, бронзовые, железные стили-писала). Различные предметы с надписями обнаружены при раскопках в Гродно, Новогрудке, Волковыске, Слониме, Турове и других городах. Это говорит о широком распространении письменности и просвещения на территории Беларуси.

Важным подтверждением развития письменности в Турове является «Сказание о мнихе Мартине» (XII в.), в котором говорится о святой жизни монаха-отшельника в келье Борисоглебского монастыря. Более поздним памятником письменности является «Сказание о Кирилле Туровском».

В 1865 г. в Турове было найдено знаменитое Туровское евангелие XI в., часть которого (10 листов, 20 страниц) хранится в библиотеке Академии наук Литвы. Это самая ранняя из книжных находок на территории Беларуси. Евангелие написано на пергаменте, украшено одиннадцатью буквицами старовизантийского типа, начертанными на зеленом фоне и раскрашенными красной и синей красками. Миниатюры не сохранились. Копия литературного памятника в 1995 г. была передана правительством Литвы Национальной библиотеке Беларуси.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Характерные особенности готического стиля
Готика - это художественный стиль, возникший во Франции XII в. Несмотря на это утверждение, за право быть родоначальницей этого стиля боролась, по утверждению Рольфа Томана, еще одна страна – Германия[13;С.7]. В дальнейшем готика получила ...

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»
По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появ ...

Питер Брейгель Старший
Часто к аллегории прибегал в своём творчестве Питер Брейгель Старший. Рассмотрим его картину "Две обезьяны на цепи" (см. приложение 56). Картина создаёт противоречивое настроение как безысходности, так и чего-то светлого, обнад ...