Язычество и христианство в период становления белорусской культуры
Принятие христианства. Новая религия была способна утвердить божественное происхождение великокняжеской власти и одновременно духовно объединить все сословия, интегрировать возникшие племенные культуры. В целом христианство связало крепкими узами белорусские земли с хозяйственно-культурными и государственно-политическими образованиями континентальной Европы. Христианство появилось в Беларуси не на пустом месте. Знакомству с ним содействовали военные походы, торговые связи с другими странами. Как свидетельствуют летописи, проникновение христианства на земли восточных славян началось, вероятно, в середине IX в.
Существуют гипотезы о том, что христианская община существовала в Полоцке еще до 988 г. Некоторые сведения о первых христианах на нашей земле дают скандинавские саги. Так, исландская епископская «Сага о крещении», записанная через 300 лет после знаменательного события конца X в., сообщает о миссионере Торвальде-Путешественнике, который, возвращаясь после паломничества в Палестину через Полоцкую землю, основал недалеко от Полоцка монастырь Иоанна Крестителя, где позже и был похоронен. А это значит, что полоцкий князь Рогволод уже был знаком с христианством, иначе не позволил бы Торвальду строить монастырь. Другие полоцкие князья активно содействовали распространению и укреплению христианства. Об этом, в частности, свидетельствует возведение по инициативе Всеслава Чародея Софийского храма.
Можно также предположить, что и княжна Рогнеда рано приобщилась к христианству. Широко известна история пострижения Рогнеды в монахини под именем Анастасия. В Заславле ею был основан монастырь. Летописи рассказывают о сыне Рогнеды Изяславе как о князе-книжнике, который «любил и почитал монаший чин».
Христианство пришло на белорусские земли, предварительно охватив территории Дании, Швеции, Норвегии, Польши, Хорватии. Некоторые исследователи, указывая на стремления местных князей к политической независимости, считают, что наши предки восприняли христианство в первую очередь от константинопольских миссионеров, которых поддержали князья полоцкой династии. Византии это давало возможность духовного руководства, а Полотчине – идейную опору государственной самостоятельности. Проповедники из Византии распространяли новую веру также в Туровском и других княжествах, позже вошедших в состав Великого Княжества Литовского.
Христианство на белорусских землях укоренялось на протяжении нескольких столетий практически без насилия. Первоначальный симбиоз двух религий дополнился их частичным синтезом при ведущей роли христианской веры. Год основания Полоцкой епархии (992) считается датой принятия христианства в Беларуси. Согласно историческим сведениям, первым полоцким епископом был Мина (1104). В дальнейшем его восприемниками стали Илья, Косьма, Дионисий. 1005 годом датируется основание Туровской епархии (первый епископ – Фома). В 1137 г. открылась кафедра в Смоленске (первый епископ – грек Мануил).
Святые отцы для укрепления своих позиций приспосабливали церковные праздники к языческим, наделяли святых качествами прежних богов. Храмы часто строились на месте древних капищ. Так, вместо Перуна появился святой Илья, вместо Ярилы – святой Георгий (Юрий) и т.д.
Принятие христианства послужило мощным стимулом для развития отечественной культуры и цивилизации. Новая религия изменила мировоззрение населения, в том числе с позиций, выгодных князьям и феодальной знати. Христианство содействовало объединению белорусских земель, становлению государственности, укреплению международного положения Полоцкого княжества и Великого Княжества Литовского. Благодаря мировой религии население открыло для себя культурные богатства Византии и других стран Европы, познакомилось с письменностью. Появилась каменная архитектура. Самобытные художники создавали фрески, мозаики, писали иконы. Монастыри и церкви стали первыми культурными центрами. При них открывались библиотеки, работали школы, переписывались книги, создавались летописи. Здесь работали образованные люди. Из числа монахов вышли первые выдающиеся просветители, ученые, писатели, проповедники. С распространением христианства расширялось знакомство людей с церковной музыкой.
Но принятие новой религии сопровождалось и определенными издержками, в частности забвением предметов (артефактов) аутентичной языческой культуры и самого языческого прошлого славян. Христианство, тем не менее, окончательно ликвидировало кровную месть, покончило с обычаем приносить человеческие жертвы языческим богам. Оно способствовало укреплению более развитых общественных (и производственных) отношений. Многовековое мирное сосуществование христианства и скрытого модифицированного язычества содействовало формированию толерантности будущих белорусов, их терпимости к разным религиям.
Рекомендуем также:
Религия
Религия в жизни римлян всегда играла значительную роль, особенно на ранней исторической стадии. Но римляне – народ прагматичный, поэтому на обрядности всегда лежала печать практицизма. Религия была ориентирована на конкретную жизненную пр ...
Религия и церковь в средневековом обществе
Для средневековой культуры характерны две ключевые отличительные признаки: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных состояний (социальных слое ...
Творчество Андрея Рублева
Андрей Рублев (около 1360-1370 - около 1430 гг.) - русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века.
Творчество Рублева сложилось н ...