Игры разума в творчестве Пелевина
1) Обсценная лексика: «– Слышь, старый Перун! Потренируемся?
– Я не старый Перун, товарищ генерал, – ответил тот угрюмо. – Моя фамилия Громов.
– Хуемов. Ты перед тем, как старших поправлять, из‑за щеки вынь, чмо пернатое»;
(«Зал поющих кариатид»)
2) Множественное повторение: «Хуфу — это имя крокодила? — Нет. Хуфу — это имя фараона. — Фараон Хуфу кормит крокодила? — спросил Игорь. — Или крокодила кормят фараоном Хуфу?»; («Кормление крокодила Хуфу»)
3) Чрезмерная терминология: «задача шизосуггестирования будет выполнена в результате удержания нейтрализуемого лица у телеэкрана в течение достаточно длительного промежутка времени»;
4) Сюда же можно включить и псевдо документальные статьи, заимствованные из различных языков цитаты, в большинстве своем адаптированные для русского сознания («Пар костей не ламент», «Parliament – is unЯва», «the only bush i trust is mine…» (Единственный куст, которому я верю – это тот, который растет у меня между ног)
Опущение (стирание) – НЛП техника, связанная со стиранием из сознания уникальных характеристик каждого феномена в отдельности. Также характерный прием для Пелевина: «А в будущем ни одного произведения искусства не будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов, главным содержанием которых будет скрытое воспевание "Кока-колы" и нападки на "Пепси-колу" - или наоборот» (G«П»). В данном случае эпоха Колы и эпоха Пепси исключает индивидуальность, о чем персонаж говорит открыто и убежденно. Чаще всего, этот прием используется после «разрыва шаблона», чтобы не дать читателю выйти из состояния мгновенного транса и внушить ему определенное мнение на подсознательном уровне. Опять же автор манипулирует сознанием читателя, навязывая ему свою точку зрения.
Затем происходит обратная подстройка для возвращения читателя в первоначальное состояние. Заключительная цикловая подстройка может отсылать к персонажам, с которыми читатель познакомился ранее. На протяжении всего цикла должно соблюдаться условие чередования бытовых и философских рассуждений, для постоянной стимуляции подвешенного состояния сознания: «Опохмелиться было все-таки можно… Метод, в сущности, гурджиевский, - объяснил человек. - Относится к так называемому "пути хитрого человека". В нем ты рассматриваешь себя как машину» Далее идет рассуждение о конструкции машины, ее рецепторах и заканчивается все скрытой метафорой поколения Колы и Пепси.
Этот основной цикл методик может быть неполным. Часто встречаются единичные приемы, не зависящие друг от друга.
Одна из главных методик НЛП у Пелевина – методика «новой упаковки»:
Рассуждения о вау-импульсах (нервных воздействиях, которые посылает медиа-мембрана к каждой клетке Oranusa (или ротожопы). Каждая клетка этого организма – есть человек), identity (цель рекламной магии, субъект медиа-воздействия, управляемый исключительно остаточными вау-факторами), Внутренняя Монголия (которая одновременно и Пустота, и Нирвана – блаженное состояние), криптоспик (разговорную технику, внедрявшую в сознание собеседника специальные микрокоманды, сами по себе безвредные, но в контексте выверенной фразы образующие что-то вроде бинарного оружия), гламур и дискурс. Ничего нового Пелевин не изобретает. Он использует уже существующие факты для того, чтобы заново, в новой форме донести их до читателя, ориентировать его на определенную позицию мышления, манипулировать его сознанием.
Рекомендуем также:
Пирамиды в Египте
Северная Африка почти непригодна для жизни, но именно здесь возникла одна из величайших цивилизаций в истории человечества — египетская. Основой этой цивилизации был Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Сред ...
Профессионализация русского народного танца
Русский балетный театр возник во 2-й половине 17 века. Этот театр принадлежал правящим классам, и в очень незначительной степени испытывал влияние народного танцевального искусства. В 17-ом веке еще интенсивнее протекал процесс экономичес ...
Знаменитейшие залы дворца
В Версале было очень много различных почётных дворов, среди которых почётное место занимал Мраморный. Сюда выходили королевские покои, поэтому часто под балконом комнаты Людовика XIV разыгрывались театральные представления. На этой «сцене ...