Итальянский кинематограф
Крах фашизма, общая демократизация мира оказали на кинематограф
значительное влияние, породив в нем ряд значительных явлений. Одним из них был итальянский неореализм.
Неореализм стал самым значительным явлением в итальянской художественной культуре 40-50-х гг., оказавшим влияние на развитие всего послевоенного кинематографа. Возникнув на волне Сопротивления, в обстановке подъёма демократического движения, неореализм объединил самых разных кинематографистов, но в первую очередь молодых, по большей части дебютантов, единых в ненависти к фашизму, в стремлении правдиво рассказать о настоящей жизни Италии, её народа.
Манифестом нового итальянского кино стал фильм Роберто Росселлини (1906-1977) "Рим – открытый город", пронизанный духом антифашистского единства и пафосом художественного открытия реальной Италии. Первые фильмы неореализма ("Пайза" Р.Росселлини, "Солнце ещё всходит" А.Вергано) черпали сюжеты и образы в движении сопротивления. Следующие ("Трагическая охота", "Горький рис", "Нет мира под оливами", "Рим, 11 часов" Дж. Де Сантиса, "Похитители велосипедов", "Шуша", "Умберто Д" Де Сики, "Земля дрожит" Л.Висконти и др.) Рассказывали о проблемах безработицы, нищеты, социальной несправедливости и послевоенной разрухи. Те же проблемы ставились и в неореалистических комедиях типа "Полицейские и воры" Стено и М.Моничелли, "Два гроша надежды" Р.Кастеллани, в сатирической киносказке Де Сики "Чудо в Милане". Но типичные бытовые и даже трагические мотивы получали в них оптимистическое звучание, в духе жизнеутверждающих традиций народного искусства.
Неореализм – произвёл подлинную революцию в итальянском киноискусстве. На экраны Италии хлынула настоящая жизнь. Впервые трудящиеся массы узнавали в киногероях себя, в их проблемах – свои проблемы, увидели страшную правду: голод, безработицу, нищету, а вместо рекламных италийских пейзажей – трущобы бедняцких кварталов. Провозгласив принцип достоверности, режиссёры вышли из павильонов. Фильмы снимались на натуре: на улицах, в разорённых деревнях, на рабочих окраинах. В некоторых из них вместо профессиональных актёров играли рабочие и крестьяне, сюжетами служили истинные происшествия, факты из газетной хроники. Последовательным сторонником такого документального стиля был писатель и сценарист Ч.Дзаваттини. Однако не все режиссёры строго придерживались этого принципа. Так, Джузеппе Де Сантис, один из "отцов" неореализма, допускал и выдуманный сюжет, и вымысел, и увлекательную интригу. Почти все его ранние фильмы построены на детективной основе. При всём разнообразии творческих стилей, мировоззрения, культурного и политического опыта режиссёрам было свойственно и то общее, что делало их неореалистами: правдивое воссоздание современной действительности, антибуржуазная направленность, интерес к народной жизни, судьбе простого человека, большая или меньшая степень документализма.
Неореализм привел к революции не только в тематике и поэтике итальянских картин, но и в манере актёрской игры. С этого времени ведёт свою историю и современная школа киноактёра, отличающаяся естественной и эмоциональной манерой исполнения. Мировую славу по праву заслужило искусство А.Маньяни (1908-1973), выдающейся актрисы итальянского театра и кино, Э.Де Филиппо, не только актёра, но и прославленного драматурга и режиссёра, М.Джиротти, Р.Валлоне, Дж.Мазины, С.Мангано, А.Фабрици, одного из замечательных комиков – Тото. Они правдиво воплотили на экране национально-народные характеры, создали незабываемые образы простых итальянцев.
Рекомендуем также:
Живопись и рельефы
Правильнее было бы сказать «рельефы и живопись», так как изобразительное искусство древних египтян началось с рельефов на камне. В этой области египетские художники вырабатывали основные приемы, легшие в изобразительный канон, не менявший ...
Письменность и язык
Характерной чертой этой цивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существование письменности. Найдено более 2 тыс. надписей, содержащих 400 различных знаков. В основном надписи были найдены на печатях. Обычная харап ...
Дом в системе языческого мировоззрения
Дом - мельчайшая частица, неделимый атом древнего общества был весь пронизан магическо-заклинательной символикой, с помощью которой семья каждого славянина стремилась обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье. К сожалению, ...