Сайт о культуре и искусстве

Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса

Другое » Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса

Страница 3

Поездка Донателло в 1432 г. с Брунеллески в Рим, изучение там античных памятников вдохновило Донателло на целый ряд произведений, языческих по духу, близких по форме античной пластике, как, например, мраморные ангелы на певческой трибуне Флорентийского собора. Сложное сочетание античных влияний в трактовке форм, складок одежды и глубоко религиозного настроения являет собой рельеф «Благовещение» из церкви Санта Кроче во Флоренции. В бронзовом «Давиде» Донателло вновь возвращается к античным традициям, но уже поздней греческой классики. Давид изображен совсем юным, идеально прекрасным, как праксителевский Гермес. Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента в эпоху Возрождения. Статуя кондотьера Эразмо ди Нарни (Гаттамелата – «пестрая кошка»), несомненно, исполнена под влиянием античных пространственных решений, прежде всего образа Марка Аврелия.

Занимался Донателло и специально портретом. Исследователи много дискутировали о значении античного скульптурного бюста для ренессансного портрета. Римский портрет, несомненно, мог послужить примером для подражания – в какой-то степени это отразилось в бюсте Никколо да Удзано работы Донателло, - но сам характер портрета раннего Возрождения неклассичен. Только к концу кватроченто появляется антикизирующий портретный бюст. Живописный же портрет образцов в античности не имел.

Таким образом, изучив античную пластику, Донателло пришел к своим собственным решениям, оказавшим огромное влияние на всю последующую европейскую культуру.

Античное наследие использовалось и венецианскими скульпторами, работавшими в других жанрах пластики. Большую часть работ Симоне Бьянко составляют бюсты его современников-гуманистов, выполненные в мраморе и бронзе. В них ярко проявилось влияние древнеримского портрета. Аналогичные тенденции наблюдаются в творчестве виднейших венецианских скульпторов начала XVI в. братьев Ломбарди, работавших в мраморе. Поразительным примером творчества Антонио Ломбарди может служить рельеф, изображающий рождение Минервы из головы Юпитера. Редкий античный сюжет, использование античных мотивов в архитектуре (триумфальная арка на заднем плане) и в пластике, весь образный строй рельефа обнаруживают близость к античности.

Один из корифеев Возрождения – Микеланджело Буонаротти – в юности тщательно изучал античную пластику. Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение высокого Возрождения. В Риме молодой художник написал одно из первых произведений, принесших ему славу – «Вакх». Буквально захваченный образами античности, Микеланджело изобразил античного бога вина обнаженным юношей, как бы чуть пошатывающимся, обратившим взор на чашу с вином. Отныне обнаженное тело становится для Микеланджело, по сути, единственным предметом искусства.

Живопись

В начале XV века становится общепринятым и распространенным копирование антиков. Устанавливается традиция копировать одни и те же наиболее известные памятники. Особое место среди ранних копий с античных памятников занимают рисунки Якопо Беллини. В отличие от всех других рисунки этого венецианского художника представляют собой самостоятельные законченные композиции. Мифологические сюжеты и подлинный смысл античных изображений остается для Якопо Беллини непонятными, но это не мешает ему чувствовать художественную выразительность античных образов. В его рисунках встречаются несколько странных, не поддающихся расшифровке сцен с античными персонажами (Вакхом, Пегасом, сатирами, кентаврами). Использование античных образцов для выражения идей и чувств чуждой им культуры создает ощущение напряженности и внутренней неорганичности рисунков.

Своим отношением к античности Якопо Беллини предвещает появление Андреа Мантеньи (1431-1506), крупнейшего художника падуанской школы, восхищавшегося «суровым величием древних». В основном, в падуанской школе сказалось влияние римской античности. Мантенья вводил в свои композиции изображения античных памятников. В капелле Оветари падуанской церкви Эремитани художник представил историю св. Иакова так, будто действие происходит в каком-то городе Римской империи.

Увлечение Мантеньи античностью, сказавшееся в девяти подготовительных картонах гризайлью, изображающих «Триумф Цезаря», а также в его позднем произведении «Парнас», сочеталось с тонким пониманием специфики и с творческим переосмыслением традиций северной готики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Оценка эпохи средневековья
Термин «средневековья» возник в Италии в XIV-XVI вв. в кругу историков и литераторов, передовых людей своего времени. Они преклонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, старались возродить ее. «Средними веками» они назвали в ...

Жизненный путь В.М. Васнецова
После революции Виктор Михайлович остаётся ревностным прихожанином храма Св. Троицы (ныне подворье Троице-Сергиевой Лавры), а после того как храм заняли обновленцы, становится прихожанином храма свв. мчч. Адриана и Натальи. В письме сыну ...

Фонтан «Пирамида»
В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание н ...