Классицизм и романтизм
Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802 - 1885). Писатель доказывал, что несправедливость ведет к нищете – рассаднику преступлений и что только радикальные перемены в обществе позволят их изжить. В предисловии к драме (Кромвель) (1827) Гюго поместил манифест французских романтиков, где выступил против классического правила (трех единств) и формального разграничения жанров, сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Гюго признавал возможным смешение трагического и комического.
Творчество выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) называют “поэзией упадка и тления”. Его, приверженца теории “искусства для искусства”, считают основоположником символизма. Пренебрегая общепринятыми условностями, он выражал в своем творчестве восхищение злом, уродством и всяческими отклонениями от норм обыденной жизни. В его поэтическом сборнике (Цветы зла, 1857) выражена тоска по идеальной гармонии.
Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство “двоемирия”, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведенную в литературе и искусстве в принцип “романтической иронии”. Великий американский писатель-романтик Эдгар Аллан По (1809-1849). На склоне жизни он страдал депрессиями и переживал глубокий душевный кризис. Эдгар По так и остался известен в основном благодаря мастерски написанным “страшным” и детективным новеллам.
Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 год. В его развитии специалисты выделяют три этапа: предромантизм (1770-1800); зрелый романтизм (1800-1824), вызванный французской революцией 1789 года и военными кампаниями Наполеона (Гойя, Жерико, раннее творчества Делакруа); расцвет романтизма – с 1824 по 1840 (зрелое искусство Тернера и Делакруа). Если в предромантизме преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм – полностью французский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа. В третий период, называемый (романтическим движением), господствующее положение заняла концепция гения, воплотившаяся в зрелом творчестве Тернера и Делакруа.
Главными представителями романтизма в изобразительном искусстве считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебль, У. Тернер.
Главой романтической школы живописи во Франции был Эжен Делакруа (1798-1863). Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени. Делакруа был не только самым великим французским художником-романтиком, но замечательным писателем.
Испания дала миру одного из величайших художников-романтиков Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828). Искусство Гойи наполняется страстной эмоциональностью, фантазией, социальным гротеском. Гойя завершает самую известную серию своих гравюр – альбом (Капричос, 80 листов с комментариями художника), посвященный человеческому безумству и глупости, представляет собой сатиру на человеческое существование.
Рекомендуем также:
Магические приемы в древней медицине
Использование магических приемов характерно для древней медицины. Шаман, излечивающий больного, часто изображал болезнь и выздоровление. Так, например, лекарь, который должен был унять боль в желудке, катался по полу, корчами и гримасами ...
Современное искусство – искусство навсегда
За недолгие 20 лет в Москве – безусловной столице и творческого процесса – открылось более 200 галерей. В Санкт-Петербурге – около ста. Почти все из них специализируются на современном искусстве. Авангард популярен, как никогда. Елена Сел ...
Религия и культура: проблема взаимоотношений
Тема «Культура и религия» очень широка: все без исключения проявления религиозной жизни включены в реальную культуру. Логически понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, а аксиологичес ...