Сайт о культуре и искусстве

Культура Древней Индии

Другое » Культура древних обществ Востока » Культура Древней Индии

Страница 4

Поверхности каменных столбов, балок и других элементов в храмах покрывали рельефом. За образец бралась резьба по дереву. Обильный, сочный, пластичный рельеф – одна из характерных черт индийской архитектуры. Стены построек покрывались резьбой, находили свое продолжение в скульптурных композициях. Сами сооружения приобретали вид огромных фантастических скульптур.

Достижения древнеиндийской культуры I тысячелетия до н.э. заложили основу для ее дальнейшего развития в последующий период – эпоху Кушанской и Гуптской империй.

Индийская культура в эпоху Кушанской и Гуптской империя (I в. до н.э. – VI в. н.э.). С образованием новых мощных империй возросло значение интегральных верований индуизма, которые постепенно вытесняли буддизм.

Религия. Многоликий индуизм – религия, распространенная в Индии вплоть до настоящего времени. Это итог взаимодействия буддизма и брахманизма, синтез и конечный вариант всех индийских религиозных поисков. Его важными чертами являются: поклонение священным животным (коровам, быкам, обезьянам), культ предков, отсутствие единой церковной организации, множество сект, признание кастовой иерархии, вера в вечность души, строгая регламентация прав и обязанностей человека от его рождения до смерти, вера в перевоплощение душ и троицу главных богов – Брахму, Вишну и Шиву. Два последних божества почитаются больше, что нашло отражение в двух основных течениях индуизма – шиваизме и вишнуизме. В пантеон индуизма включен и Будда как девятое воплощение Вишну, а также Кришна – как его восьмое воплощение.

Искусство. Кушано-гуптский период считается классическим в индийской художественной культуре. В это время в искусстве Индии параллельно с индуистскими инновациями развивались традиции, заложенные в империи Маурьев. Широкое распространение получают буддистские пещерные храмы. Примером может служить храм в Карли (I в. до н.э.). Перед пещерой возведены две колонны, увенчанные капителями с изображениями животных. Центральный коридор храма отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В центре пещеры находится ступа.

В I–IV вв. н.э. в художественной культуре Индии произошли значительные изменения. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, пришедшие на смену символам (священному дереву Бо, Колесу Закона и т.п.). Черты эллинистического искусства заметны в статуе сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Будды ясен и спокоен, полон сосредоточенности и умиротворения. Его поза со скрещенными и поджатыми ногами (поза «лотоса») с того времени стала основной для буддийской скульптуры. По положению рук, ладоней и пальцев статуи можно судить об этапах священного пути Будды.

В эпоху Гуптов продолжало развиваться пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV –VII вв.), состоящий из 29 пещер. Ансамбль Аджанты известен в первую очередь благодаря своей живописи, так как это едва ли не единственный сохранившийся образец данного вида искусства Гуптской эпохи. Росписи пещер различны по содержанию, главное в них не композиция, а линия и цвет. Богатое сочетание красок производит огромное эмоциональное впечатление.

В Гуптский период последний расцвет переживало в Индии буддийское искусство, постепенно уступая место индуистским храмам и изображениям.

Наука. Значительными достижениями отмечена наука Древней Индии. Начиная со второй половины I тысячелетия до н.э. математика и астрономия оказывали значительное влияние на развитие соответствующих областей арабской и персидской науки. Почетное место в истории математики занимает Арьяпхата, живший в V – начале VI в. н.э. Этот ученый предложил оригинальное решение линейного уравнения с использованием числа «пи». Кроме того, именно в Древней Индии система счисления впервые стала десятичной за счет добавления к ней нуля. Сегодня она называется арабской и составляет основу современной арифметики. Наибольшее развитие получила алгебра. Понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Руд бойз. Рудиз. Растафари
Личностным образцом, символом мужественности и независимости для британских - классических - молодежных субкультур рабочего класса выступает полукриминальная субкультура африканской диаспоры «руд бойз» или «рудиз», возникшая в трущобных к ...

Огюст Роден. «Граждане Кале»
«Нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15, 13 Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ...

Площадь Согласия в Париже
В середине XVIII в. Париж уже мог по праву гордиться своими прекрасными архитектурными памятниками и площадями, сооруженными в предыдущие столетия. Но все это были отдельные и изолированные островки организованной застройки, которые со вр ...