Сайт о культуре и искусстве

Культура Древней Индии

Другое » Культура древних обществ Востока » Культура Древней Индии

Страница 2

Влияние и авторитет Вед в Древней Индии были настолько велики, что почти все более поздние достижения индийской духовной культуры так или иначе оказались связаны с ними. Священные знания заложили основы последующей религии, философии, науки Древней Индии. Именно поэтому древнеиндийскую культуру часто именуют ведийской, или ведической.

Религия индоариев, или ведийская религия, представляла собой многобожие с очень развитым ритуалом, в основе которого лежали жертвоприношения. Боги воспринимались в антропоморфном (человекоподобном) виде. Индоарии поклонялись богу грома Индре, богу огня Агни, грозному богу Варуне, которого считали хранителем мирового порядка, богу опьяняющего напитка Соме, солнечному богу Сурье, богине зари Ушас и многим более мелким божествам.

Дальнейшим продолжением ведийской религии стал брахманизм (I тысячелетие до н.э.), возникший благодаря контактам с местными (неарийскими) племенами. В нем на первый план был выдвинут Брахман – абсолютное безличное духовное начало, лежащее в основе всего существующего. Брахманизм установил свою иерархию богов, среди которых начали выделяться Брахма (создатель Вселенной), Вишну (охранитель мира) и Шива (разрушитель мира). Эта триада (впоследствии названная «тримурти») окончательно оформилась в индуизме.

Брахманизм дал религиозное обоснование делению общества на четыре варны (брахманы – жрецы, кшатрии – правители и воины, вайшьи – ремесленники и крестьяне, шудры – слуги), которое позднее было дополнено дроблением на касты, главным образом по профессиональному признаку.

Основу брахманизма составляет учение о вечном переселении душ, которое называется сансарой. Положение человека в сансаре обусловлено кармой – совокупностью поступков верующего и его предков, определяющих судьбу индивида в последующих перевоплощениях. Смысл жизни индивида состоит в улучшении кармы, что повышает шансы на новое лучшее рождение, а конечная цель бытия заключается в слиянии его души с мировым духом – Брахманом, ибо все живые существа есть лишь его частицы. Нарушение требований религии, неправедная жизнь приводят к несчастливым перерождениям.

Среди достижений первой половины I тысячелетия до н.э. следует назвать признанные священными комментарии к Ведам: брахманы – обширные толкования ритуала (наиболее известна «Брахмана ста путей»), араньяки – наставления по отшельничеству и упанишады – философские комментарии и наставления, из которых берут начало многие индийские философские учения.

Культура Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. В 321 г. до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – империя Маурьев. Она охватывала обширную территорию, соразмерную землям современной Индии (кроме крайнего юга) Пакистана, части Афганистана. Расцвет империи пришелся на время правления царя Ашоки (ок. 273–232 гг. до н.э.), при котором в качестве государственной религии утвердился буддизм.

Религия. Создателем буддизма – первой мировой религии – считается Сиддхартха Гаутама, который родился в 565 г. до н.э. в Лумбини (современный Непал) в семье кшатриев. В 40-летнем возрасте он достиг состояния просветления и стал называться Буддой, т.е. «просветленным». Закончил свой земной путь около 486 г. до н.э.

Согласно учению буддизма, жизнь есть мучение и жить – значит страдать. Именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это влечет за собой новые страдания. Чтобы вырваться из круговорота жизни, несущей страдания живому существу, необходимо отказаться от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, к власти, богатству, понять преходящий характер всего земного. Путь к спасению от страданий мученической жизни состоит в переходе из сансары (цепи перерождений) в нирвану. Нирвана представляет собой особое состояние, для которого характерно отсутствие всех желаний, отрешеность от внешнего мира, внутреннее (духовное) просветление. Достигнуть нирваны должен стремиться каждый. Будда наметил путь к освобождению: на этом пути необходимо следовать основным заповедям, прежде всего четырем благородным истинам и восьмиричному пути.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Готические витражи Германии
В Германии готический стиль представлен в следующих соборах, где мы можем наблюдать витражное искусство: собор в Наумбурге, в Кёльне, в Трире. В данной работе, нами будет рассмотрен Кёльнский Собор. Кёльнский собор является главной досто ...

Попытка социологического прогноза
Посмотрим теперь, какие аргументы можно противопоставить высказанному выше утверждению о том, что человечество как общественное целое уже переступило порог эпохи интуитивнойкультуры. Вспомним приведенные П.Кууси данные демографических исс ...

Искусство Древнего Египта
гробница фараон египет иероглиф искусство С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Еги ...