Культ предков
Священная обязанность почтительного сына — должным образом упокоить бренное тело родителя. Похоронные обряды и церемонии подробнейшим образом изложены в канонической “Книге установлений” и неукоснительно исполнялись в традиционном китайском обществе. Приготовления к похоронам начинались задолго до смерти главы семьи, клана и (тем более) государства. Ныне раскапываемая богатейшая усыпальница первого циньского императора Цинь Шихуанди строилась за многие годы до смерти ее августейшего обитателя. В северо-западных окрестностях Пекина находится величественный погребальный комплекс императоров династии Мин, правившей вплоть до середины XVII века. Впрочем, подобные примеры не уникальны и вряд ли вызовут удивление у нашего читателя: усыпальницы правящих знатных родов издревле существуют в различных цивилизациях мира. Куда более удивителен обычай, который был повсеместно распространен в простых китайских семьях. По вступлении главы дома в преклонный возраст ему подносили в дар гроб — его посмертное обиталище. Гроб становился главным предметом гордости главы дома: его ставили в одной из комнат и поддерживали в сохранности — внутри и снаружи покрывали дополнительными слоями особого состава из смолы, фарфорового порошка и лака для придания полной герметичности. Счастливый обладатель собственного гроба был спокоен за посмертное существование — тело останется в сохранности и после погребения.
Важным элементом культа предков была забота об их могилах. Каждый клан и каждая его ветвь считали своим долгом иметь собственные могильные земли, в которых покоились бы умершие предки. Могильные земли всегда были ухожены и крайне заботливо распланированы. Вне зависимости от дохода семьи, любая могильная территория всегда была обсажена деревьями и кустарниками, возле каждого захоронения были установлены каменные обелиски с надписями.
Неотъемлемой частью культа предков являлись обряды жертвоприношений в храмах или на могилах предков. Храмы предков непременно были в каждой почтенной семье; даже самая бедная семья и та имела алтарь предков на самом видном месте в доме. Поклонение предкам осуществлялось ежедневно. Глава семьи начинал свой день с посещения храма предков, где возжигал курения и совершал поклонения. Первого и пятнадцатого числа каждого месяца, в каждый семейный или всеобщий праздник родичи собирались в храме совершить жертвоприношения и сообщить предкам последние семейные новости.
Урбанизация плохо совместима с культом предков в его привычном виде. В больших китайских городах введен обязательный ритуал кремации, но и в сельской местности ввиду потребностей хозяйственной деятельности сносят старинные надгробья и могилы. Через несколько десятилетий классический культ предков и традиция поминовения усопших неизбежно столкнутся с серьезным кризисом, а Китай — с проблемой национального самосознания и идентификации. культ родовой предок китай
Рекомендуем также:
Глобализация культуры
Термин «глобализация» означает установление в масштабах мира культурных связей глобального характера, разрушение самоизоляции отдельных традиционных культур и многократное усиление их взаимовлияния и взаимопроникновения. Причинами глобали ...
Художественный дар
Говоря о роли искусства в культуре, важно подчеркнуть, что художественный дар присущ не каждому человеку. Миллионы людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказывается композитором такой мощи, как Бетховен. Но это понятно тольк ...
Театр как социальный институт. Функции театра в античном греческом обществе
Драма родилась в Греции в VI в. до п. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй. Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общины свободных гражд ...