Творчество Андрея Рублева
Андрей Рублев (около 1360-1370 - около 1430 гг.) - русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века.
Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
Иконописец продолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства. Сильное воздействие на него, несомненно, оказало творчество Феофана Грека. Он наследует не только высокое техническое мастерство - для него, так же как для Феофана, иконопись - это «умное делание». И Феофан, и Рублев стремятся выразить в искусстве «мудрость жизни».
Однако в творчестве московского художника живописная концепция ХIV века подверглась коренной переработке. Феофановское «индивидуалистическое» начало - свободный, широкий мазок, эскизность исполнения - несвойственно живописи Рублева.
На формирование мировоззрения иконописца большое влияние оказала атмосфера национального подъема второй половины XIV - начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии он воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: жил в Москве, воспитывался в светской среде. До 1390-х годов он учился и работал в дружине московских художников. В зрелом возрасте (до 1405 года) принял монашеский постриг с именем Андрей в Троицкой Лавре, а впоследствии перешел в московский Спасо-Андроников монастырь. В 1405 году он совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля; в 1408 - вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.
Из фресок иконописца в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Андрея во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
Около 1408 года Рублев написал иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин». Между 1422 и 1427 годом - совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Тогда художник и написал икону «Троица».
Сохранились и другие иконы - они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. В ряде произведений ему удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.
За 1427-1430 года Андрей создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. А 29 января 1430 года он скончался во время морового поветрия и был погребен возле колокольни в Спасо-Андроникове монастыре.
Творчество Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. О нем не забывают все последующее время:
1551 год - постановление русского церковного собора («Стоглав») об объявлении иконы Андрея образцом для художников;
1647 год - первое печатное упоминание имени Рублева;
конец XVII века - глава в рукописном «Сказании о святых иконописцах», посвященная этому художнику;
1947 год - в Спасо-Андроникове монастыре открыт Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Перед главным входом в него находится памятник преподобному Андрею;
1960 год - всемирное празднование 600-летнего юбилея иконописца по решению ЮНЕСКО;
1988 год - канонизация Собором Русской Православной Церкви преподобного Андрея Рублева «на основании святости жизни и подвига иконописания» и установление ежегодного церковного праздника ему 17 июля по новому стилю;
также в честь Рублева назван кратер на Меркурии.
Наивысшее творческое достижение Рублева - икона «Троица». Ныне ее знают все - даже те, кто имеет самое приблизительное представление о русском искусстве. Ею гордится Третьяковская галерея как одной из своих драгоценностей. Художник создал эту икону для собора Троице-Сергиева монастыря в начале XV века, незадолго до смерти, а расчищена она была только в 1904 году.
Историческая канва Рублевского шедевра - библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Саре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из заколотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму рождении сына.
Рекомендуем также:
Творческий путь и истоки мастерства
Предполагается, что годы ученичества он провел в мастерской отца или одного из дядей, то есть в провинциальной атмосфере родного города, где еще не вышла из моды поздняя готика. С другой стороны, пограничное положение Хертогенбоса облегча ...
Тема и идея фильма
Конец игры – начало новой игры.
Фильм «Беги, Лола, беги» - это фильм о роли человека в своей судьбе. Фильм о том, над чем человек волен, а над чем нет. Многое в человеческой судьбе зависит от него самого. Путь уже предрешён, нужно лишь с ...
Фетишизация власти
Характерно для русских патерналистское отношение к своему государству, понимаемому как высшая, самоценная, неподсудная инстанция; фактически на государство переносится культ Матери-земли, мифология природы. Патриотизм, недоверчивое отноше ...