Конфуцианство и его роль в определении и формировании основных параметров политической и социальной культуры народов Дальнего Китая
Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное ее основателем Кун-цзы или Конфуцием (551–479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.
Учение:
1. Как возможно совершенное государство?
2. Как возможно совершенное общество?
3. Как воспитать совершенного человека?
Для К. важны 5 «постоянств»:
· Ритуал (ценен в управлении страной, обеспечивал сохранение моральных устоев об-ва)
Как возможно совершенное общество?
Об-во основано на семье, «настоящая семья основана на почитании мужа женой, отца сыном, старшего брата младшим».
Как воспитать совершенного человека?
Совершенный человек (цзюнь цзы, или благородный муж) стремится к истине, а сяо джень (подлый человек) – к выгоде.
Б.м. следует традициям и ритуалу (Ли), одинаково почтителен со всеми. Главный принцип – гуманность (Жэнь).
Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Мэн-цзы (372–289 до н.э.) развил тезис о сущности добродеятельного правления.
Рубеж новой эры: к ритуалу прибавляется закон, причем верхами управлять надо с пом. ритуала, а низами – с пом. закона и наказания.
II в. до н.э.: характер государственной идеологии.
Средние Века: синтез элементов к. и буддизма.
Влияние:
· Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания.
· Синкретические верования народа рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия.
· Гос-во-верховный религиозный институт
· Обожествление императора
· Сын Неба – высший жрец и совершенство
· Воля императора – закон
· Торжественные обряды поклонения Небу
· Трепет и суеверие перед символом императорской власти – драконом.
· Раболепие и покорность подданных
· Растет разрыв между подданными и чиновным сословием
· Обожествление Конфуция
После 1949 г. к. было почти полностью отброшено.
Сейчас традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев.
Рекомендуем также:
Карнавал и маскарад как типы культуры
Под маскарадом мы понимаем особый тип культуры, генетически связанный с народной карнавальной культурой, в частности, смеховой культурой Средневековья и Ренессанса, во многом на нее ориентирующийся (причем такая принципиальная ориентация ...
Живопись и рельефы
Правильнее было бы сказать «рельефы и живопись», так как изобразительное искусство древних египтян началось с рельефов на камне. В этой области египетские художники вырабатывали основные приемы, легшие в изобразительный канон, не менявший ...
Народная словесность и литература
Во втор. пол. ХIII- перв. пол. XVI вв. зародилось и получило широкое развитие устное поэтическое творчество украинского народа. Оно развивал ось в условиях борьбы против феодального гнета и чужеземных захватчиков. Возникали и распространя ...