Научные и технические достижения культуры эпохи Нового времени
культура рационализм творчество европейский просвещение
В эпоху Нового времени формировались мировоззренческие установки, идеалы и нормы науки, ориентирующие на решение практических задач. Ведущую роль в развитии науки XVII-XVIII вв. играли механика, астрономия, математика. В этих отраслях знания были созданы фундаментальные теории. Экспериментальное естествознание стало лидером научного прогресса во всех крупных европейских странах. Только в Германии лидерство вначале сохранялось за гуманитарными науками. Особый вклад в становление новой системы знания внесли Галилее Галилей (1564-1642) и Исаак Ньютон (1643-1727). Создав оригинальные образцы классической механики, они заложили основы физической науки, которая в то время базировалась соответственно на механистической картине мира. Через призму данной картины мира объекты природы и общественные явления рассматривались по аналогии с механическими системами.
Важным методом науки Нового времени стал эксперимент, который проверял результаты теоретического исследования.
Важной особенностью науки Нового времени явилось разрушение средневекового представления об иерархически упорядоченном конечном космосе, качественно дифференцированном по степени приближенности к Богу. Перед человеком открылась бесконечная, управляемая одними и теми же законами Вселенная, в которой все пребывало в постоянном движении. Благодаря этому из объяснения мира постепенно вытеснялись мистические представления о предустановленной гармонии, божественной цели, чуде. Все в мире объяснялось сочетанием естественных причин и следствий. В новой научной картине мира обнаружилось стремление преодолеть границы повседневного чувственного опыта (при создании идеализированных объектов научной теории). Оставалась в прошлом геоцентрическая система, забывалась Аристотелева физика. Новая наука открывала законы, лежащие за пределами элементарной очевидности.
Открытия в естествознании завоевывали все большую популярность среди образованной части населения. Так, в Англии середины XVII в. в салонах «джентльмены и леди считали хорошим тоном говорить о воздушных насосах и телескопах, о химии и магнетизме» (Р.Ю. Виппер).
Характерно, что при новой системе знания математика рассматривалась как образец для построения любой науки. Был создан математический метод, продуктивность которого подкреплялась естественнонаучным экспериментом.
Математика XVII-XVIII вв. повлияла на развитие новых отраслей науки, базирующихся на принципе движения. Большая заслуга математиков того времени – создание методов исследования переменных величин (Декарт). С их помощью изменяющаяся природная реальность была описана в формализованных понятиях и законах. Алгебраический метод в геометрии, учение о бесконечно малых величинах, теория интегральных и дифференциальных исчислений (Лейбниц, Ньютон, братья Бернулли, Д. Аламбер), теория вероятностей (Паскаль, Ферма) заложили основы современной математической науки, которая упрочила свои связи с физикой, естествознанием в целом, начала проникать в сферу гуманитарного знания.
Математические методы стали использоваться в решении практических задач. Паскаль изобрел счетную суммирующую Машину для облегчения труда финансовых работников. Теория вероятностей применялась в вопросах страхования. С помощью математики пытались отрегулировать социальные отношения.
Рекомендуем также:
Культурные универсалии
Большим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что ...
Культура и быт населения Китая в XVI – XIX веках
Для минского периода истории Китая характерно развитие культуры, обогащенной новыми достижениями.
Дальнейшее развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии, по своей пол ...
Магические позы и позиции
Некоторые физические движения и позы стимулируют определенные уровни сознания, активизируют божественную энергию, более полно вовлекая ее во взаимодействие с физическим миром. Мы можем научиться использовать эти движения и позы для подклю ...