Сайт о культуре и искусстве

Устное народное творчество и литература

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Устное народное творчество и литература

Страница 2

Активным собирателем и знатоком белорусского фольклора был Ян Борщевский (1790/1794–1851). Писатель литературно обрабатывал белорусские сказки, предания, песни и пословицы. Известность ему принесли белорусские дидактические стихотворения «Дзеванька» и «Гарэлща», четырехтомный сборник рассказов «Шляхцiц Завальня, цi Беларусь у фантастычных апавяданнях».

Талантливым сыном белорусского народа, одним из первых известных нам крестьянских поэтов был Павлюк Багрим (1812–1891). К сожалению, до нашего времени дошло только одно его стихотворение – «Зайграй, зайграй, хлопча малы», но оно позволяет судить о большом таланте автора, его патриотизме, стремлении к справедливости.

Павлюк Багрим был человеком широких интересов и даже проявил себя в искусстве кузнеца. Костел деревни Крошин Барановичского района и в наши дни украшает выкованная им металлическая люстра. В этой деревне проводятся республиканские праздники поэзии и кузнечного мастерства, посвященные памяти П. Багрима.

Одним из самых известных литераторов середины XIX в. является Владислав Сырокомля (Людвиг Кондратович, 1832– 1862). В 1844 г. совсем юным он написал стихотворение «Паштальён», которое после перевода на русский язык было положено на музыку; так появилась известная песня «Ямщик». Современники называли поэта «деревенским лирником». До нас дошли только два его стихотворения, написанные на белорусском языке, – «Добрыя весцi» (1848) и «Ужо птушцi пяюць усюды» (1851). В. Сырокомля выражал народно-демократическое мировоззрение, проникнутое романтическим пафосом. Поэт приветствовал революционные события на Западе, считал их предвестниками грядущих изменений в жизни Беларуси.

В первой половине XIX в. начал творческую деятельность один из зачинателей новой белорусской литературы, известный белорусский писатель, поэт, драматург, композитор и актер Винсент Дунин-Марцинкевич (1807–1884). Именно ему белорусы и белорусская литература обязаны глубоким художественным проникновением в душу народа. Он – первый в полной мере профессиональный белорусский писатель, мужественный и неутомимый борец за отечественную литературу на родном языке. Его творческая манера соединяла черты разных художественных стилей: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. На первый план Дунин-Марцинкевич выдвигал морально-бытовые и национально-демократические проблемы. Его творческий вклад в дело возрождения белорусской культуры по достоинству оценил Я. Купала.

Опираясь на белорусский фольклор, писатель-романтик поэтизировал духовную красоту и непоказное благородство крестьян, их острый ум, практическую сметку, воспевал героическое прошлое своей родины. В 1846 г. он написал либретто первой белорусской комической оперы «Сялянка» («Идылiя»).

Комедия высмеивала пороки помещиков, подчеркивала нравственные устои крестьян, с поэтическим лиризмом отражала лучшие качества белорусской женщины. В 1859 г. Дунин-Марцинкевич взялся за перевод на белорусский язык поэмы А. Мицкевича «Пан Тадеуш», но после опубликования первой части дальнейшее ее издание власти запретили. Им написаны книга «Гапон» (1855), пьесы «Пiнская шляхта» (1866), «Залёты» (1870) и ряд других крупных произведений, стихи для популярных песен.

Выдающимся литератором первой половины XIX в. являлся белорусско-польский поэт Адам Мицкевич (1798–1855), отразивший в своем творчестве белорусские культурные традиции. Автор многочисленных баллад, стихотворений, поэм, Мицкевич был рыцарем идей свободы, патриотом родной земли и природы. Он обладал острым чувством справедливости, призывал к миру и культурному сотрудничеству между народами. Через всю жизнь гениальный поэт-романтик, получивший мировое признание, пронес любовь к своей родине. Сложные перипетии и переломные моменты в отечественной истории описываются им в поэмах «Пан Тадэвуш», «Свiцязь», «Дзяды», воссоздающих панорамный образ его родной Новогрудчины, с большим чувством повествующих о Немане, Свитязи. Произведения Мицкевича пронизывает щемящая ностальгия, боль и за судьбу Польши, и за судьбу Беларуси. По мнению некоторых исследователей, поэт культурного пограничья обогатил польский язык белорусскими словами. За это он подвергался критике со стороны отдельных националистически настроенных польских литературоведов.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Христианско-православное начало культуры
Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предш ...

Романтизм
Примерно в 20-е годы XIX в. в белорусской живописи на смену классицизму приходит романтизм – (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века ...

История происхождения магии в контексте мировых культур
Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли. По мнению американского культуролога Т. Р ...