Основные направления деятельности «Райтеров»
Одно время в Нью-Йорке была даже команда ТСО, то есть “the cross outs” (англ. “cross out” - “вычеркивать”), которая, судя по названию, решила объявить войну всем без исключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством, непростительным для настоящего мастера. Есть два более цивилизованных способа выяснения отношений. В одном случае конфликтующие стороны должны за определенное время (от нескольких часов до дня) “заполнить” часть стены. Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой форме разрешения спора решающим оказывается не качество, а количество. Творцам отводится определенный участок в городе. Оговаривается время - обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет “освоить” большую площадь, провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качестве арбитра приглашается третий райтер или «команда». О вознаграждении договариваются заранее. Чаще всего «проигравший» расплачивается с победителем красками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имя или подвергается физическому наказанию - почти символическому. Ритуал здесь важнее собственно насилия.
Еще одно напоминание об извечном споре «кто - кого?» - названия-аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередко заканчиваются «К» - «kings». Это могут быть короли определенного стиля или жанра, городского района или линии метро и т.д.
Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свой отпечаток и на “писательский” стиль. К примеру, так называемые «blockbusters» - огромные, “квадратные” буквы, слегка наклоненные вперед или назад и исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие, будь то борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальной подземки. Делай - раз! Делай - два! И вот вам, пожалуйста: максимальный результат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучше соответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления опыта - читай: «тэггинга». Чье имя больше - тот и круче. История граффити как искусства, как стиля началась с того самого момента, когда «первописатели» вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя «увесистыми» буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но не мастерства и индивидуальности.
Сегодня райтеров можно условно разделить на две категории. Первые превыше всего ставят художественную ценность рисунка, вторые подходят к искусству граффити как к средству выражения своих идей. Например, радикально настроенные панк- и хардкор группировки являются авторами лозунгов вроде Punk not Dead, Straight Age или Go Vegan. Если с первым заявлением о вечной жизни панков все понятно, то про остальные надписи можно сказать следующее. Go Vegan – излюбленный слоган суровых молодых людей, слушающих тяжелую музыку, но при этом имеющие нежные сердца. Эти ребята не могут даже помыслить о том, чтобы есть пищу животного происхождения. Они – вегетарианцы. Чуть менее задвинутые на сохранении флоры и фауны персонажи предпочитают слоганы типа Straight Age. Они пропагандируют здоровый образ жизни, уважают музыку таких групп, как Sick Of It All или War Zone. Говорят, стрейтэнджеров можно встретить и в России на хард-коровых клубных концертах групп XXX, Б-67. Граффити – это для избранных, для продвинутых, для грамотных. Райтеры (за исключением зацикленных на определенной идее) находят особое удовольствие в том, чтобы зашифровать свое сообщение, придумать неудобоваримый шрифт, чтобы написать очень простое слово, которое сумеют прочесть только свои. Такая головоломка, шифровка. Хотя на самом деле – просто обманка. Зачем шифровать то, что знают все? Например, слова hip-hop или unity.
Смысл граффити не столько в том, чтобы написать что-нибудь очень важное, передать информацию, сводку информбюро. Смысл этого занятия в том, чтобы писать запретные стены, творить там, где нельзя, и бороться за свободу рисовать где угодно. Неважно что: название crew, твою кличку, прыгающего скейтбордиста или сложную абстрактную картину.
Если не считать за street-art надпись "Наша цель – коммунизм" или "Обгоним и перегоним", то можно сказать, что в России первые серьезные граффити начали появляться в середине девяностых. Как и во всем мире, они стали делом рук радикально настроенных панков и хип-хоперов. Сегодня в Москве и многих крупных городах России существует множество "крю" занимающихся граффити-артом, наиболее известные из которых Da Boogie Crew, Bee Crew, Ice Crew, BFG Crew. Они представляют собой группировки людей, объединенных общей идеей и пристрастиями.
Причем, как правило, в crew существует своего рода разделение труда: одна часть группировки рисует граффити, другая – катается на скейте, третья – играет музыку.
Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества - при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало американских райтеров поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах райтерам, в свое время,отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и “зоны нетерпимости”, их примеру собираются последовать и в некоторых других городах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые “копы”, под видом британской съемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие райтеров поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейских подробнейшей информацией о своих любленных “объектах” и поставщиках краски, также образцами собственных творений. В Филаделфии составлен список десяти “самых опасных” райтеров. В кампанию активно включились и фирмы-производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное искусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметно портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом, а значит, и граффити - там воспринимается как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетам самих райтеров, примерно к десятой части уличных художеств в буквальном смысле приложили руку "крутые" парни, которые таким образом "метят" свою территорию - каковой цели вполне соответствуют и малохудожественные средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко “tagbanger” .Придумали его сами райтеры, вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальные власти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так что юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не посвящать). В этом же, как считают райтеры, кроется и ответ на часто задаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически не видно девушек?
Рекомендуем также:
Ценности как основа типологии культур
Питирим Александрович Сорокин – основоположник русской и американской социологических школ. Его теоретическое наследие настолько объемно и многогранно, что можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы.
Наиболе ...
Испанская живопись XVIII века
Созданное в XVII веке для всего мира испанскими живописцами, Эль Греко, Рибера, Сурбараном, Веласкесом и Мурильо, записано золотыми буквами в книге истории искусства. Но уже в последней четверти этого века начался упадок, продолжавшийся в ...
Терапия от застенчивости
Гоша Вицин с детства не любил экзамены, причем в любом виде. Что может быть неприятнее вопросов, на которые ты обязан отвечать. Все равно кому — учителю, начальнику, милиционеру или журналисту. В классе, скрываясь от строгого взгляда преп ...