Сайт о культуре и искусстве

Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Другое » Европейская культура эпохи Возрождения » Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Страница 3

Экономика и политика. В первой половине XVI в. Италия еще играла значительную роль в торговле со странами Востока. Но из-за войн инвестирование мануфактурно-ремесленного производства, торгового обмена ослабевало, росла конкуренция с Германией. Отрицательное влияние на итальянскую экономику, державшуюся во многом на торговом капитале, оказало падение Византии. Благодаря Великим географическим открытиям (Америки Христофором Колумбом в 1492 г., морского пути из Европы в Индию Васко да Гама в 1497–1499 гг.) у морских стран Европы появились новые торговые пути, что положило конец монополии итальянцев на посредничество в торговле с Востоком. В сельском хозяйстве Италии наметилась тенденция к аграризации. Представители кризисных корпораций стали вкладывать деньги в покупку земли; происходило перекачивание капитала в аграрный сектор.

В первой половине XVI в. произошло ослабление политически раздробленной Италия, ставшей ареной борьбы Франции и Испании за владение ее территорией. В разобщенных, втянутых в междоусобные войны итальянских городах и областях устанавливались близкие к деспотическим формы правления. Лишь Венеция, где на протяжении всего Возрождения существовала независимая купеческо-аристократическая республика, вполне сохранила развитые формы городского самоуправления. Культурным следствием указанного процесса явилась тенденция к унификации и регламентации моды, художественного быта, проведения праздников и т.п.

Огромное воздействие на духовный климат Италии XVI в. оказала Реформация, а затем наступление Контрреформации. В 1540-е гг. главным орудием католической реакции в Италии стала деятельность ордена иезуитов, влиявшего на культурную жизнь, сферу образования. Иезуитские школы и коллегия иезуитов в Риме пытались разрушить гуманистическую систему образования. Возобновили свою страшную работу суды инквизиции (в 1542 г. в Риме был создан трибунал инквизиции). Преследовались не только неодобряемые церковью научные изыскания, но даже увлечение магией и алхимией. В кострах инквизиции, развернувшейся уже в период Позднего Ренессанса, горели люди и книги. Папа Павел VI в 1559 г. впервые опубликовал список запрещенных книг.

Экономический спад привел к резкой социальной дифференциации, безработице и обезземеливанию крестьян. Даже квалифицированные рабочие с трудом могли прокормить себя, нищие, бродяги заполняли улицы городов. Изменившиеся социально-экономические условия наложили отпечаток на культурную жизнь Италии, обусловив противоречивость ценностных ориентаций.

Философия. И все же первая треть XVI в. оказалась периодом наивысшего взлета духовной культуры Возрождения, которая как будто хотела дать достойный ответ на вызов и, возможно, предотвратить углубление цивилизационного кризиса. В это время гуманистические и художественные идеалы Ренессанса проникли во все ее сферы, затронули философские основания политики, которые подверглись пересмотру, рефлексии.

Общественно-политическая мысль Высокого Возрождения связана с именем флорентийца Макиавелли, являвшегося также талантливым историком и писателем, автором стихов и прозы.

«Государь» – наиболее известная работа Никколо Макиавелли (1469– 1527), предлагавшая новый реалистический подход к политической деятельности, свободный от теологии. Макиавелли первым попытался поставить политику на научную основу, руководствуясь при этом принципом жесткой целесообразности. Считая идеальной формой правления республику, Макиавелли вместе с тем ратовал за сильное процветающее государство, основанное на принципе жесткого единовластия. Он утверждал, что государство вправе применять против своих противников любые средства, не считаясь с общепринятыми нормами морали, но руководствуясь «общим благом» подданных и «рационализированной волей» правителя (государя).

Литература и театр. В эпоху Высокого Возрождения в традициях гуманизма творили Ариосто, Кастильоне, Бембо, развившие ренессансное представление о личности и усовершенствовавшие литературный итальянский язык.

Это был период становления светского профессионального театра. Во многих городах Италии появились придворные театры, для которых уже в 1480-е гг. строились специальные здания. Параллельно возник жанр театрализованной буффонады.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Свободное время римлян
"Отдых – после дел" - говорила латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это "делами", а ...

Итальянский кинематограф
Крах фашизма, общая демократизация мира оказали на кинематограф значительное влияние, породив в нем ряд значительных явлений. Одним из них был итальянский неореализм. Неореализм стал самым значительным явлением в итальянской художествен ...

Летописание
После нашествия Батыя и ослабления роли Киева как культурного центра русских земель культурные и литературные традиции Древней Руси нашли свое продолжение в Юго-Западнои , Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, где при княжьих дворах и ...