Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения
В XV в. в искусстве Италии происходили решительные перемены, связанные с окончательной победой ренессансного мировосприятия. Отличия в экономическом и культурном развитии отдельных районов Италии обусловили многочисленность художественных школ, сформировавшихся в разных культурных центрах. Особой плодотворностью отличалась творческая деятельность мастеров Флоренции, ярко демонстрировавшая универсальность народившейся культуры.
Архитектура. Интенсивно развиваясь, архитектура обрела неповторимый ренессансный стиль. Наиболее полно выразили себя в зодчестве Брунеллески (купол собора Санта Мария дель Фьоре) и Альберти (Палаццо Ручеллаи).
Обращаясь за опытом к античности, Филиппе Брунеллески (1377–1446) внимательно изучал сохранившиеся древние архитектурные памятники, делал зарисовки. Но, позаимствовав отдельные античные элементы (колонны, фронтоны, карнизы), он создал совершенно оригинальный стиль – архитектуру вполне светскую по духу, изящную в своей простоте, гармонически-пропорциональную (Капелла Пацци, Оснедале дельи Инноченти). Глядя на нее, забываешь о тяжести камня, сопротивлении материала.
По широте знаний, разнообразию деятельности Леона Баттисту Альберти (1404–1472) можно сравнить лишь с Леонардо да Винчи. В трактатах («О статуе», «О живописи», «Десять книг о зодчестве» и др.), философских и литературных произведениях Альберти поднимал проблемы красоты и гармонии, их математического измерения.
Искусство. Период Раннего Возрождения отличался бурным развитием пластики, получившей в это время полную независимость от архитектуры. Скульпторы обратились к реальной жизни, чувствам конкретного человека, а также к образам античной мифологии, библейским темам и сюжетам. Интенсивно развивался жанр портрета, создавались величественные конные памятники. Пластика в чем-то опережала и ориентировала живопись в освоении реалистических изобразительных средств, решительно отказываясь от архаики в приемах, одновременно активно используя античное наследие. Самым известным скульптором этого периода считается Донателло – творец «Давида», «Святого Георгия», конной статуи кондотьера «Гаттамелата».
Живописи Раннего Возрождения присуще математически продуманное построение произведений, разработка законов линейной и воздушной перспективы, композиции, колорита, приемов достоверного изображения человека и животных. Это позволяло убедительно передавать в произведениях чувственно воспринимаемую картину реального мира. Появилась целая плеяда талантливых художников. Кардинальными изменениями монументальная живопись обязана Мазаччо, а станковая – Боттичелли.
Мазаччо (1401–1428) создал образы исключительной жизненной силы. Особенно замечательны фрески капеллы Бранкаччи флорентийской Церкви Санта-Мария дель Кармине. Фигуры на них отличаются совершенством и материальной мощью телесных форм, а художественный язык – точностью, необычайной убедительностью изображаемых событий. Мазаччо разработал и широко использовал принципы математически выверенной прямой перспективы, в чем преуспел и другой итальянский художник – Паоло Учелло («Битва при Сан-Романо»).
Искусство Сандро Боттичелли (1445–1510) сочетало возвышенную поэтичность и изящество. Самыми известными произведениями художника являются «Рождение Венеры» и «Весна». В них выразились основные черты его живописной манеры: декоративность, лиризм, романтическая приподнятость образов, способность создавать фантастический пейзаж, придавать воздушность и чудесные очертания женским фигурам. Гармонично связав фигуры друг с другом, он органично вписал их в щедро орнаментированный фон картин, что вызывало у зрителей ощущение чуда.
Во второй половине XV в. в культуре утверждались новые предпочтения, связанные с изысканными и изощренными вкусами итальянской аристократии, в моду вошла своеобразная эстетическая утонченность, призванная обозначить избранность и привилегированность высшего сословия. В изобразительном искусстве побеждало стремление к декоративности, что выражалось в тяготении к красочным узорам, внимании к деталям, яркому колориту (Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов»).
Конец XV – первая треть XVI в. – один из сложных и противоречивых этапов в истории Италии. Это период Высокого Возрождения.
Рекомендуем также:
Развитие Отечественного кинематографа
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность "экранизац ...
Символика цвета в странах Востока
В Древнем Китае цветовая символика была связана с древней теорией мироздания определявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду). Эти стихии неразрывно связывались с явлениями природы и жизнью китайского народа. Цветовые символ ...
Религиозные убеждения В.М. Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье сельского священника. В зрелые годы Виктор Михайлович писало Стасову: «Вспомнить моего дорогого отца (священника), глубокорелигиозного и философски настроенного, который, прогули ...