Сайт о культуре и искусстве

Религия и церковь в средневековом обществе

Другое » Средневековье как специфическая культурная эпоха » Религия и церковь в средневековом обществе

Страница 2

Политическое влияние папства распространялся на всю Европу. Очень долго только папа назначал епископов во все страны. Церковь широко использовала систему наказаний (в том числе против правителей): «отлучение», что ставило человека вне церкви, «анафему» - торжественный публичный перевод проклятию, «интердиктов» - запрет отправлять культ по всей территории и другие. Избрание Папы с XI с. стало проходить на особых собрании кардиналов, без малейшей возможности вмешательства светской власти. Примерно треть всех пахотных земель в Европе принадлежала церкви, все государства выплачивали «десятину» (десятая часть налогов, собираемых) в ее пользу. В католической церкви до Х с. устанавливается обычай безбрачия (целибата) духовенства. Этот обычай тесно связал сословия феодалов и духовенства: в семьях феодалов старший сын обычно наследовал земельную собственность, а второй становился священником.

Особую роль в распространении влияния церкви играли монастыри. Они возникли в III в. в Египте и представляли собой сначала поселение отшельников (от греческого «монах - отшельник). Монастыри в Европе становятся и крупными землевладельцами, и центрами многоотраслевых хозяйств, и укрепленными крепостями, и очагами культурной жизни. Первый монашеский орден организовал Бенедикт Нурсийского в VI с. В дальнейшем, орден бенедиктинцев объединял до двух тысяч монастырей, в XII в. в связи с серией крупных народных выступлений возникает новое течение в монашестве. Франциска Ассизского в Италии и Доминик в Испании почти одновременно выступают с проповедью бедности, отказа от собственности, уважения к простой труда. Главным для священника они считали не торжественное богослужение, а проповедь в странствиях среди простых людей. Такие взгляды нашли очень широкую поддержку. Рим официально признал францисканцев и доминиканцев - ордена нищенствующих монахов-проповедников. Надо учесть еще одну причину влиятельности церкви, особенно в раннее средневековье. Это общий культурный упадок, вырождение античной культуры, наступившее после V с. Разрушались политические, культурные связи, большинство населения стала аграрной. Грамотность превращается в редкость. На смену классической приходит вульгарная (народная) латынь. В таких условиях именно церковь выступает хранителем античной культурного наследия. Священники оказываются самым образованным людьми. Ведь и среди правителей тогда грамотные люди были относительная редкость. Например, Карл Великий - создатель огромной империи, герой преданий и легенд - уважал образование, разговаривал латинском, греческом, разбирался в литературе. Но . писать он не умел. Его биограф рассказывает, что император возил «на постели под подушкой дощечки и листки, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха ».

При монастырях организовывались скриптории - специальные мастерские для переписки книг. Рукописные книги изготавливались из пергамента - особым образом обработанной телячьей или овечьей кожи. Для изготовления одной Библии большого формата требовалось 300 овечьих шкур, на ее выполнение шло 2-3 года. Стоили такие книги, естественно, невероятно дорого. При монастырях обычно организовывались библиотеки. Кроме Библии переписывались книги христианских богословов, жизнь святых, уцелевшие античные произведения (без такого переписывания к нам эти произведения просто бы не дошли). Здесь складываются хроники - описания событий по годам. Школы течение раннего средневековья открывались только при церквях и монастырях. Постепенно складывается школьная программа. Она не менялась потом веками. В нее входили семь свободных искусств »: три вводные дисциплины -« тривиум »- грамматика, риторика (овладение красноречием, диалектика (овладение правильным красноречием, т.е. формальная логика); четыре дисциплины высшего цикла -« квадриум » - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. [2]

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Место и роль человека в религии и искусстве
В древнем Египте человеку как конкретной личности отводилась подчиненная роль. Это связано с коллективизмом, без которого было бы немыслимо выживание цивилизации в столь суровой стране. Роль фараона была очень велика, поскольку он считал ...

Искусство
Период XVI – XVII вв. наиболее богато представлен архитектурными памятниками. До нашего времени сохранились пагоды, гробницы, дворцы, храмы, триумфальные ворота, различного рода общественные здания и, наконец, жилые дома этого периода. С ...

Его имя в истории мировой культуры
Наполеон Орда вошел в историю как мастер архитектурного пейзажа. Наполеон Орда много путешествовал, зарисовывал архитектурные пейзажи Беларуси, Украины, Литвы, Польши, а также Франции, Испании, Португалии, Пруссии и Австро-Венгрии. Его пр ...