Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Архитектура. С присоединением белорусских земель к Российской империи усилилось воздействие на отечественную архитектуру и изобразительное искусство русских художественных стилей. В частности, оно проявилось в застройке белорусских городов, дворцовом и культовом зодчестве. При этом новое строительство вначале развивалось главным образом под влиянием неоклассицизма, трансформировавшего в себе изобразительные элементы позднего барокко. Для перенесенного на белорусскую почву модифицированного классицизма были характерны монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, увлечение галереями, портиками с колоннами, весьма своеобразное соединение в импозантных фасадах ритмической регулярности архитектонических форм с изысканными декоративными украшениями. Типичными в этом плане являются дворец П. Румянцева-Задунайского и собор Петра и Павла в Гомеле, костел в Щучине, дворцовый комплекс в Снове (Несвижский район), Жилицкий дворец (Кировский район) и некоторые другие сооружения. В первой трети XIX в. модифицированный классицизм впитывал также реминисцентные черты промежуточных стилей – рококо и ампира с их внешними парадностью и утонченной декоративностью, пластикой, демонстрируя «цитаты» из прошлых художественных эпох.
В начале и середине XIX в. были разработаны новые планы развития для более чем 40 белорусских городов. Произошел поворот к плановой застройке, прямоугольной системе планировки и обязательному строительству общественного центра. Так, первый план реконструкции Минска появился в 1800 г. В нем предусматривались уничтожение земляных укреплений, благоустройство улиц, новая застройка города вдоль Свислочи. Уже к середине XIX в. площадь Минска увеличилась почти в три раза.
Стандартные проекты строительства жилых и общественных зданий были более выгодны с точки зрения экономии средств. За короткое время, согласно проектам Н. Львова, В. Стасова, А. Мельникова, М. Кларка и других известных архитекторов, в городах появились симметричные кварталы, прямые улицы и прямоугольные площади, возникли ансамбли центров, были построены здания губернских и поветовых правлений, судов, почтовых станций, таможен и др. Значительно увеличилось число многоквартирных кирпичных домов. Среди объектов архитектуры той эпохи выделялись гостиные дворы, административные и торговые сооружения (губернские дома в Минске и Витебске, торговые ряды в Гродно, Новогрудке, Поставах). Наиболее видными представителями неоклассицизма среди белорусских зодчих являлись Б. Захаревич, А. и П. Макаревичи.
Почти полной перестройке подверглись Брест и Бобруйск. Здесь были сооружены мощные крепости. К сожалению, в ходе строительства и реконструкции Брестской крепости (1830–1840-е гг.) было разрушено немало исторических памятников старого Бреста.
В сельской местности сохранялось деревянное зодчество. Существовали разные виды поселений и застроек: деревня, село, местечко, фольварк, усадьба, имение. Типичная помещичья усадьба включала дом с флигелями, прилегающий парадный двор, ворота, оранжерею, сад, конюшню, амбар. Приобрели популярность зимние сады и оранжереи (Освея, Полонечка). Крестьянский деревянный дом, как правило, представлял собой небольшое вытянутое прямоугольное в плане помещение из бревен, бруса, дылей, имевшее два или три помещения.
Значительные изменения произошли в культовой архитектуре. Резко сократилось строительство костелов, а униатские храмы закрывались или перестраивались под православные. Соответственно возрастало влияние русской храмовой архитектуры на стиль белорусского православного зодчества. Наиболее значительным памятником классицизма в культовом строительстве стал собор Иосифа (Могилев, 1780–1798, архитектор Н. Львов), построенный в память о состоявшейся в Могилеве встрече Екатерины II с австрийским императором Иосифом II. Расписал собор известный русский художник В. Боровиковский.
Рекомендуем также:
Алмаз «Шах» — один из семи исторических камней Алмазного фонда
алмаз рубин императорский бриллиантовый
Алмаз «Шах» — бриллиант индийского происхождения весом в 88,7 карата. Безукоризненно прозрачный, легкого желтовато-бурого оттенка камень. Глубокая бороздка на нём свидетельствует, что его носили к ...
Классицизм и романтизм
Классицизм, или неоклассицизм начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire – империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские м ...
История коллекционирования
В период предмузейного коллекционирования создавались не случайные, внутренне свободные совокупности вещей, а предмузейные коллекции, то есть комплексы: предметов, строго подобранных по какому-либо принципу. В традиционных обществах перво ...