Европейская культура XIX в
Романтизм особенно ярко проявился в области музыкального искусства. Благодаря особому свойству глубоко раскрывать мир возвышенных человеческих чувств и переживаний, музыка была поставлена романтической эстетикой едва ли не на первое место среди других искусств. Произведения многих композиторов-романтиков проникнуты драматизмом, пафосом борьбы за освобождение человека (поздние произведения Л. ван Бетховена, сочинения Ф. Шопена, Р. Шумана). Интерес к народной музыке привел к расцвету народно-бытовой оперы, развитию баллады, песни, танца (Ф. Шуберт, Ф. Лист). В музыке романтиков проявились также элементы фантастичности, гротеска (произведения Р. Вагнера на мифологические сюжеты, симфонии Г. Берлиоза), тоска о недосягаемо прекрасном мире, восхищение красотой природы (Э. Григ). Особое внимание романтиков к внутреннему миру человека отразилось в поиске новых средств эмоциональной выразительности. В их произведениях удивительным образом сочетались широкий размах, героический пафос и камерность, интимность.
Идеалы романтизма нашли свое воплощение и в живописи. У истоков живописного романтизма находился бонапартист Лнтуан Жан Гро («Наполеон в госпитале чумных в Яффе»), Черты героического романтизма и реализма соединялись в творчестве Франсиско Гойи («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Наиболее ярко особенности возвышенного стиля, во многом противостоявшего канонам неоклассицизма, выразили Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Уильям Тёрнер. Свобода ассоциировалась у французских и английских романтиков с бурным движением и борьбой, а не с величавым покоем, как в классицизме.
Динамизм живописных образов достигался отличными от классицизма приемами: обращением к особым сюжетам (битвы, бури, кораблекрушения, скачущие лошади), свободной, асимметричной композицией, нечетким, «размытым» рисунком (Т. Жерико «Бег свободных лошадей», «Плот «Медузы»). Презрение романтиков ко всему будничному делало понятной их любовь к экзотическим сюжетам (Восток, средние века), причудливым пейзажам (К. Фридрих «Меловые скалы на острове Рюген»). На их полотнах человек переносился из обыденного мира в идеализированную или героизированную реальность. Это ощущение усиливалось с помощью уходящей в глубину и как бы незаконченной композиции (Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»), а также посредством соответствующего фона картины, который, например, у немецких художников вызывает ощущение космического спокойствия, бесконечно-вечной дали (пейзажи К. Фридриха). Живопись романтиков отличалась от стиля работ классицистов преобладанием цвета над линией, насыщенным колоритом, который органично дополнялся контрастом света и тени, широким использованием полутонов и рефлексов. В их полотнах так же, как и в картинах художников барокко, цвет становится основным средством моделирования изображаемых фигур и других элементов композиции.
Реализм. Появившись в прозе и поэзии 1830–40-х гг., это художественное направление заняло господствующее положение в культуре середины XIX в. Особенности реализма в первую очередь проявились в литературе. Реалисты продолжили начатую романтиками критику утилитаризма и бездуховности буржуазной цивилизации, поэтому их назвали критическими реалистами. В отличие от романтизма данное направление в корне преображало рационалистические установки новоевропейской культуры. Его представители считали главной задачей искусства объективное и всестороннее отражение действительности. Но их произведения не были простой копией реальности. Правдиво изображая самые разные, в том числе и непригляд- вые, стороны жизни, реалисты раскрывали в фактах глубинную основу человеческого бытия, призывая к нравственному возвышению личности, к изменению социальной действительности. Эта черта ярко проявилась в творчестве писателей Ч. Диккенса, Ф. Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, У. Теккерея. Отказываясь от приукрашивания жизни, они развенчивали многие иллюзии общественного сознания и утопические идеалы, подорванные поражением Великой французской революции.
И в реалистической живописи на первое место ставился принцип типизации. Через индивидуальные образы они показывали типичные характеры и ситуации, высвечивали обострившиеся социальные проблемы и противоречия своего времени.
Стремлению к объективному отображению реальности соответствовали и специфические для реализма средства художественного выражения: обращение к современным сюжетам, культ простоты и непосредственности, правдоподобие, жизненная правда даже в мельчайших деталях.
Реалистическое искусство в большей степени опирается на постижение мира, жизненный опыт, социальную практику. В то же время выдающиеся его представители стремились выразить в своем творчестве гармонию чувственного и рационального, духовного и материального, идеала и жизни. В реалистической живописи обнаруживается стремление художников гармонично уравновесить цвет и линию, богатый колорит и рисунок, придать композиции ясность и логическую законченность. Их картины проникнуты пафосом гуманистического преображения жизни.
Рекомендуем также:
Религия
О религиозных представлениях носителей хараппской цивилизации можно судить главным образом по памятникам материальной культуры. Некоторые исследователи склоны принимать огромное здание, частично раскопанное в Мохенджо-Даро (здесь был обна ...
Мир Поля Сезанна
Поль Сезанн (1839-1906) стремился "сделать из импрессионизма нечто весомое", интересуясь в первую очередь передачей пространственной структуры предметов. Нередко он сознательно упрощает их, сводя к простейшим геометрическим объе ...
Художественные стили
Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов – классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм ...