Европейская культура XIX в
Значительные изменения затронули в XIX в. социальную структуру. Уходили в прошлое прерогативы дворянства и вообще жесткое сословное деление общества; в сознании граждан утверждались идеи политического и правового равенства, росла мобильность социальных групп и отдельных личностей. Теперь все больше людей могли выбирать круг общения по своим внутренним убеждениям, способностям, а не по факту рождения. Выбор на основе индивидуальной и групповой систем ценностей привел к невиданной ранее социокультурной стратификации.
В XIX в. ускорился процесс секуляризации (от позднелат. saecularis – мирской, светский). Со второй половины столетия религия быстро стала терять лидирующие позиции в духовной жизни общества. К концу века наука, образование, искусство, политика окончательно вышли из-под ее контроля. Религия оказывалась все менее способной выполнять роль интегрирующего фактора европейской культуры. Конфессиональное единство уступило первенство национальному.
Сложилась индустриальная цивилизация. Значительно возросла роль науки в формировании мировоззрения. XIX в. прославили имена таких ученых, как физики Ю. Майер, Г. Гельмгольц, М. Фарадей, Дж. Максвелл, химик Д. Менделеев, биологи Ч. Дарвин, Г. Мендель, этнограф Л. Морган, политэкономы Ж.-Б. Сей, Д. Рикардо, Ш. Фурье, Р. Оуэн, П.-Ж. Прудон, К. Маркс и др. Для науки XIX в. характерны все большая дифференциация и вместе с тем создание метатеорий, интегрирующих родственные специальные науки в меганауки. Механика постепенно утрачивала монополию. Усиливалась роль биологии, химии, географии, возрастало значение прикладных наук и эмпирических методов познания.
Быстрыми темпами развивались экономические науки. Зарождались многие гуманитарные дисциплины: этнография, фольклористика, психология, социология. Заявили о себе технические науки, объединившие теоретические наработки с обширной инженерной, производственной практикой. Результаты прикладных исследований использовались для создания высокопроизводительных технологий в металлургии, химическом производстве, горнодобывающем деле, новых технических устройств (электродвигатель, автомобиль, лампа накаливания и др.). Благодаря открытию дотоле не известных источников энергии быстрыми темпами развивались машиностроение и энергетика. Огромные сдвиги произошли в системе коммуникаций, чему способствовали пароходы, паровозы и автомобили.
Наука становилась направляющим вектором развития культуры. Фундаментальные научные открытия популяризовались и влияли на мировоззрение образованных слоев.
Так, закон сохранения и превращения энергии, открытый Ю. Майером и обоснованный Г. Гельмгольцем и Дж. Джоулем, пошатнул основы религиозной картины мира и позволил сверхоптимистично взглянуть на будущее человечества. Исходя из этого закона, все природные процессы объяснялись без помощи духовного творящего начала, противопоставлявшегося материи. Мир стал восприниматься подконтрольным человеку.
Огромное мировоззренческое значение имела теория Ч. Р. Дарвина. Благодаря его трудам человек как бы занял свое место в цепи эволюции биологических видов. С одной стороны, это как бы принижало его прежде богоподобный статус, с другой – человек таким образом оказывался органической частью природного мира. В своих работах Дарвин показал, что человек определяется не только социальными, но и природными, в том числе наследственными, факторами. Подспудно возникли вопросы: действительно ли человек является венцом природы? и далеко ли он отошел от царства животных? Важное значение имела также дарвиновская теория естественного отбора, которая позже произвольно использовалась лжетеоретиками для оправдания жесткой конкуренции и социального неравенства как «естественных» состояний общества.
Технический прогресс в XIX в. был связан с огромным скачком в развитии средств передвижения и коммуникации. Развитие электродинамики привело к появлению телеграфа (изобретен в 1832 г. в России П. Шиллингом, в США – С. Морзе), телефона (1801, Ф. Рейе; 1876, А. Белл), радио (1895, А. Попов). Совершенствование принципа парового двигателя в первое десятилетие XIX в. ознаменовалось появлением паровоза и парохода. Началось бурное строительство железных дорог. В течение века они связали между собой густонаселенные страны Европы. Благодаря новым средствам связи ускорился обмен информацией и товарами. В XVIII в. путешествие из Парижа в Страсбург в дилижансе занимало столько же времени, сколько в начале XX в. переезд из Парижа через океан в Нью-Йорк.
И все же, несмотря на успехи науки, экономический рост, некоторое улучшение положения рабочих и постепенную демократизацию общества, в духовной жизни появились тревожные признаки кризиса. Его олицетворяли люди, погруженные в повседневные заботы и борьбу за выживание, переставшие чувствовать себя творцами истории и ощущавшие духовную опустошенность. Поэтому наряду с верой в торжество науки и разума, надеждой на воплощение идеалов в действительность к концу века в европейской культуре усилились иррационалистические тенденции, связанные с отрицательными оценками современности. Эти тенденции нашли свое преломление, в частности, в философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, художественном творчестве романтиков и символистов.
Рекомендуем также:
Театр как социальный институт. Функции театра в античном греческом обществе
Драма родилась в Греции в VI в. до п. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй. Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общины свободных гражд ...
Одежда. Прически. Макияж
Жёны знатных господ уделяли много времени по уходу за волосами и созданию затейливых причёсок. И хотя в те времена для женщин не существовало парикмахерских, их с успехом заменяли домашние рабыни. Для мужчин же были повсеместно открыты ци ...
Берлинский кинофестиваль
Берлинский кинофестиваль (иногда ещё говорят Берлина́ле) ориентируется в основном на фильмы "авторского кино".
Премия "Золотой глобус"
Американская премия "Золотой глобус" стремится предлагать независи ...