Символика цвета в общественной жизни Западной Европы
В отличие от религиозно-мистической цветовой символики христианства западноевропейская общественная цветовая символика утверждалась выдающимися деятелями культуры, философами и учеными. Еще в древности Аристотель белым цветом обозначал Воду и Воздух, желтым – Солнце и Огонь, черным – Землю. Более образно использовал цвета Леонардо да Винчи: белый – Свет, желтый – Земля, зеленый – Вода, синий – Воздух, красный – Огонь, черный – мрак. Гегель создал символику в эмоционально-цветовом соответствии: светлое и желтое – это созидательное, жизненное, бодрое; темное и синее – тихое, кроткое, осмысленное; красное – мужское, царственное и господствующее; зеленое – спокойное и нейтральное.
Ньютон создал символические эмоционально-световые ассоциации между музыкальными нотами и цветами спектра: до – красный, ре – оранжевый, ми – желтый, фа – зеленый, соль – голубой, ля – синий, си – фиолетовый.
Цветовая символика особенно прочно вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Петр I ввел ее в России специальным Уложением. Символика цветовой геральдики без религиозных символов строго соблюдается в гербах и флагах современных государств:белый цвет – Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство; желтый – Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм; красный – Сила, Демократия, Революционность, Америка; зеленый – Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам; голубой – Невинность, Миролюбие; синий – Мудрость, Владение морем; фиолетовый – Печаль, Бедствие; черный – Траур, Смерть, Африка.
Современная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психического эмоционального значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов:желтый цвет – Солнце, Свет, Радость, Ревность, Зависть, светлый, легкий, свежий, веселящий, юный, сияющий;
оранжевый – Зной, Энергия, Радость, Теплота, Спелость, излучающий, выступающий вперед, сухой, теплый, взволнованный;
красный – Огонь, Любовь, Страсть, Борьба, Динамизм, Гнев, Сила, Революция, близкий, жгучий, возбуждающий, громкий;
пурпурный – Великолепие, Достоинство, Власть, Держава, Зрелость, Богатство, компактный, исполненный внутренней силы, раскаленный, насильственный, торжественный, важный;
фиолетовый – Затмение, Старость, Вера, Совесть, Смирение, тупой, окутывающий, душный, угрюмый, тяжелый, сумрачный;
синий – Бесконечность, Космос, Тоска, Холодность, Верность, серьезный, укрепляющий, свежий, прохладный, удаляющийся;
изумрудный – Кристалл, Холод, Лед, Окоченелость, Вода, сдержанный, ледяной, утомленный, удаленный;
зеленый – Природа, Покой, Молодость, Безопасность, надежда, скромный, спокойный, влажный, мягкий, посредственный;
белый – Чистота, Невинность, Свет, легкий, свежий, прохладный, ослепительный, чудесный, блестящий;
черный – Тьма, Мрак, Траур, Смерть, темный, тяжелый, теплый, впитывающий, засасывающий;
серый – Достоинство, Звание, разный, дифференцирующий, нейтральный, знатный, важничающий;
коричневый – тяжелый, грубый;
светло-синий – отчужденный, равнодушный;
светло-коричневый (охра) – тупой, землистый;
лиловый – сентиментальный, раздражительный:
розовый – нежный, легкий;
темно-зеленый – успокаивающий;
бежевый – легкий;
темно-синий – тяжелый.
Все национальные цветовые символики имеют широкий обобщающий смысл, которым оперировали философы, теологи, ученые и художники. Системы цветовой символики имеют сходные признаки, разделяющие их на несколько групп.
Первая группа имеет наиболее распространенные (и наиболее древние) цветовые символы. Вследствие ассоциативности с натурой они наиболее живучи: белый – Свет, Серебро; синий – Небо, Воздух; черный – Мрак, Земля; красный – Огонь, Кровь; желтый – Солнце, Золото; зеленый – Природа, Растения.
Вторая группа. Цветовые символы имеют отдаленное сходство с характерными особенностями объекта или понятия и в конкретной обстановке приобретают познавательное значение. Как цветовая метафора, они приобретают выразительное (экспрессивное) значение в живописи, цветной фотографии и в искусстве различного художественного оформления: белый цвет – Светоносность, Духовность, Чистота, Невинность, Ясность; черный – Поглощение, Материальность, Беспросветность, Тяжесть; желтый – Сияние, Легкость, Динамизм; Близость, Радость; синий – Небесность, Глубина, Бесконечность, Холод, Бесстрастность; красный – Активность, Насильственность, Возбужденность, Страстность; зеленый – Спокойствие, Безопасность, Статичность, Благотворность. Третья группа – самые разнообразные и самые условные символы, цвет которых не имеет сходства с обозначаемым объектом или понятием. Они составляют кодовые цветовые символы абстрактного обозначения: желтый – Буддизм, Богатство, Зависть, Ревность; синий – Религиозность, Мудрость, гласная Ы, нота Соль; красный – Демократия, Зло, Царь, религия Бон, Вторник; зеленый - Ислам, Посредственность, Луна, Разрешение, Ангел и др.
Рекомендуем также:
Культура народов майя: особенности политической и социальной организации,
достижения науки и техники
культура религия искусство общества
Культура народов Майя – особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники.
Наиболее оригинальной и высокоразвитой среди мезоамериканских цивилизаций считается цивилизация м ...
Скульптура Греции в эпоху архаики
В истории Древней Греции период эпохи архаики длился с 8 по 6 в. до н.э. В этот период происходит бурное развитие материальной культуры, увеличиваются производительные силы, крепнут ремесленные центры, развивается земледелие и торговля, р ...
Характерные черты и основные центры развития культуры в империи инков
Язык. Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственног ...