После Гайдая
ПРАВДА, в 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней». Да не просто возродить, а соединить ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым — Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из «12 стульев». Несмотря на то что за сценарий взялись Яков Костюковский и Морис Слободский (авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки»), результат получился… как бы это помягче… жалкий. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся «Великолепная четверка» напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла. Участие Вицина в этом провальном проекте можно объяснить, пожалуй, лишь одним — он чувствовал «актерский закат». И действительно, то ли возраст, то ли отсутствие материала, но за все 80-е — только 3 картины, которые удачами не назовешь.
Зато 70-е были его временем. В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ.»Утром деньги — вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом, паном Одиссеем Цыпой.
Вместе с другими популярными артистами гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких, выходя со сцены, столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.
Последний раз Вицин снялся в кино в 1994-м, в одном из первых отечественных «ужастиков»: «Хагги-Траггер». Иногда выступал на сборных «юморинах» в бывшем Театре киноактера — шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам.
Животных действительно любил безумно. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда ОН выходит «на кормление», и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку. Одна птичка все время кричала: «Что ты все бегаешь? Пойди поспи!», а про собаку Вицин на полном серьезе сообщал, что та умеет говорить «мама».
Вот таким он был, серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор (оба увлечения — с юности), йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех — это великое… Смеяться — естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормального человека» .
Сам Георгий Михайлович о своих ролях рассказывать не любил – играл, мол, себе, и играл . Но вот о партнерах не забывал. «Кто сегодня вспомнит Юру Медведева? А ведь какой он артист был!» – не раз повторял Вицин. Зрители театра им. Ермоловой, где артист служил с 1937 года, всегда толпились у окошка кассы: «Дайте билет на спектакль с Вициным». При явной худобе и негеройском телосложении он пользовался совершенно невероятным успехом у женщин. Особенно привлекал зрительниц неудачливый жених Миша Бальзаминов (кинофильм «Женитьба Бальзаминова», 1964 год). Образ безуспешно пытавшегося влюбиться Миши Бальзаминова получился не столько комедийным, сколько драматическим. Провинциальный русский дворянчик, но с неизбывной вселенской грустью в пронзительно-глубоких глазах и пластичный, как танцовщик с балетных подмостков. В каком-то смысле его Бальзаминов повторился в образе незадачливого парикмахера в комедии «Неисправимый лгун». Георгия Вицина действительно можно было представить в роли князя Мышкина (говорят, его кандидатура рассматривалась Иваном Пырьевым). Мышкиным артист не стал, но сыграл Гоголя в фильме «Белинский» (1951) у великого Григория Козинцева.
По мнению врачей, чрезмерное увлечение йогой в результате негативно отразилось на здоровье актера. 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза ушел из жизни.
В последние годы Вицин не снимался. Негде было и не в чем. Жил на пенсию, не ругая старую власть и без панегириков в адрес новой. Дома занимался дыхательной йогой, а на улицу выходил в темных очках и длинном пальто, чтобы не узнавали. Он редко бывал на праздниках и театральных мероприятиях, но зато ежедневно выходил в арбатский скверик прямо под окошком своей квартиры, где кормил голубей и дворняг. Его и правда мало кто узнавал. А с журналистами общаться не любил, всякий раз повторяя: «Так ведь я все забыл, да и стоит ли вспоминать?»
Рекомендуем также:
История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая
часть происхождения римских празднеств и зрелищ
Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах. ...
Руд бойз. Рудиз. Растафари
Личностным образцом, символом мужественности и независимости для британских - классических - молодежных субкультур рабочего класса выступает полукриминальная субкультура африканской диаспоры «руд бойз» или «рудиз», возникшая в трущобных к ...
Устройство крестово-купольного храма
В Древнерусском искусстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов, пришедшая из Византии. Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырех до двенадцати ...