Символика цвета в странах Востока
В Древнем Китае цветовая символика была связана с древней теорией мироздания определявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду). Эти стихии неразрывно связывались с явлениями природы и жизнью китайского народа. Цветовые символы были сориентированы по странам света с центром мироздания посередине (желтый цвет). Цвета обозначали:желтый – Землю, Центр Мироздания, Государство, Времена года, планету Сатурн, музыкальную ноту Чжи, плодоносящее и сладкое; зеленый – Дерево, Восток, Весну, Юпитер, Дракона, Подданных, ноту Цзюэ, гибкое и кислое; красный – Огонь, Юг, Лето, Марс, Феникса, Правосудие, ноту Шан, горящее, поднимающееся вверх, горькое; белый – Металл, Запад, Осень, планету Венеру, Тигра, Правителя, ноту Гун, изменяемое, острое; черный – Воду, Север, Зиму, Планету Меркурий, Черепаху, Смуту, ноту Юй, текущее вниз, мокрое и соленое.
Символика цвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи. Красный цвет Юга был символом радости на праздниках, свадьбах и различных.торжественных ритуалах. В таких случаях на музыкальные инструменты натягивались красные струны, а поздравления писали на красной бумаге. Северные пекинские ворота и сейчас окрашивают в черный восточные – в сине-зеленый, южные – в красный, западные – в белый цвета.
В Тибете белым цветом символизировали Небо и Мужское начало, а черным – Землю и Женское начало. Тибетские божества («властелинов земли») размещали на круге, ориентировали по странам света и обозначали животными. В центре круга помещали желтую (золотую) обезьяну, на севере – белую черепаху, на юге – голубого дракона, на западе – красную птицу, на востоке – белого тигра. При жертвоприношениях «властелинам земли» на круге ориентировали фигурки быков: зеленый бык – на север, желтый – на юг, белый – на восток, красный – на запад. Всех богов символизировали различными цветами: главную богиню, мать всех «властелинов земли» и хранительницу дверей земли обозначали желтым цветом, богиню болезней и лекарств – голубым, домашнего бога – красным цветом. Богиню Весны изображали черной на желтом муле, богиню Лета – красной на синем яке, богиню осени – желтой на зеленом слоне, а богиню Зимы – синей на красном верблюде. В обрядах применяли те же цвета, но без животных.
Японская культура испытала влияние древней китайской философии и переняла китайский язык цветовых символов. В японской символике основные философские символы всего существующего «ян» и «инь» имеют те же, что и в Китае, цветовые обозначения: белое (светлое) и черное (темное). В искусстве Японии символы «ян» и «инь» обозначают два лица: «саби» – сдержанный колорит внутренней красоты и «цуя» – цветастую яркость внешней красоты. Символическое значение цвета не отделяется от выразительного, поэтому слияние и неразрывность символов есть характерная черта японской культуры. [Л.Н. Миронова 1984: 234]
Особенно большое значение имеет цветовая символика в японском театре й, в частности, в актерском гриме «кумадори» театра «Кабуки». Здесь красный цвет представляет смелость, справедливость и сверхчеловеческую силу, синий – злость, хладнокровие и безнравственность, сине-фиолетовый – страх, черный и коричневый – божественность и потусторонность.
Символика цвета в Индии делится на брахманистскую и народную. Брахманистская выражена религиозно-философской формулой А-О-У-М, где:
А – коричневое, лимонно-желтое, бело-розовое, черное, Земля, Творение (будь!), вокальная музыка, пение;
О – голубое, кристально-белое, зеленое, фиолетовое, Вода, Сохранение (держись!), игра на струнных инструментах;
У – красное, оранжевое, шафранно-желтое, пепельно-серое, Огонь, Разрушение (пройди!), танец;
М – пурпурное, блеск золота, серебряный луч, алмазные переливы, все светящиеся краски – всецвет, Синтез, Всемуд-рость, симфония всемогущества.
Эта система символов была понятна только посвященным брахманам и распространения в народе не получила. Народными цветовыми символами были три цвета, обозначающие основные жизненные начала: красный – Свет и Тепло (огонь, Солнце, Луна, молнии и др.), белый – Вода, черный – Пища. Пищу, обозначаемую изначально сущностным черным, делили на три субстанции и выражали дополнительно тремя цветами: красное ассоциировалось с субстанцией, дающей Тепло, белое – с субстанцией, дающей духовную пищу, а черное – с субстанцией отходов, вредных для организма.
Рекомендуем также:
Эпоха "Труса"
Но тут начался второй период творчества Вицина - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым - Моргуновым и Балбесом - Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Кажд ...
Костюм
Цветовая гамма.
Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдаётся ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветовой фон является обязательным ...
Возникновение субкультуры стиляг. Мода предателей
Одной из главных причин появления движения "стиляг" стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их сем ...