Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе
1. Строгая логичность построения темы.
2. Нарастание действия.
3. Законченность каждого эпизода.
4. Контрастность построения.
Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, так как наивысшей точкой является именно она. В момент кульминации находит выражение основная идея театрализованного представления. После кульминации должна наступить развязка, финал. Это то же важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности. Распространенной формой финала являются объединенные выступления исполнителей, коллективное исполнение песни.
Чтобы выстраиваемый материал не страдал излишней пестротой, вылился бы в стройное произведение, новую композицию, важно обработать стыки между эпизодами, создать переходы от одного к другому. Это придает целостность совершенно разным элементам композиции. Как часть духовного наследия на многовековом пути их существования, народные праздники впитывали в себя и развивали идеалы добра и красоты, положительные знания о природе и человеке. В праздниках находили свое отражение этнические и эстетические нормы народного быта, участвуя в них, человек приобщался к народному творчеству для полной самореализации личностных качеств.
Русская народная драма и народное театральное искусство – интереснейшее и значительное явление культуры. Драматические игры и представления составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.
Ф.М. Достоевский писал: « У нас в отдельных городах и губерниях действительно есть такие театральные пьесы, которые, казалось бы, никому не известны…, но которые сами собой откуда-то явились и составляют необходимую принадлежность всякого народного театра в известной полосе России… Я верить не хочу, чтоб все, что я потом видел у нас, в нашем острожном театре, было выдумано нашими арестантами. Тут необходима приемственность предания, раз установленные приемы и понятия, переходящие из рода в род и по старой памяти».
География распространения народной драмы обширна. Своеобразные театральные « очаги» собиратели наших дней обнаружили в Ярославской и Нижегородской областях, русских селах Татарии, на Вятке и Каме, в Сибири и на Урале.
Народная драма, вопреки мнению некоторых ученых- естественное порождение фольклорной традиции. В ней спрессовался творческий опыт, накопленный десятками поколений самых широких слоев народа.
На поздних порах этот опыт обогатился заимствованиями из профессиональной и лубочной литературы и демократического театра. Формирование известнейших народных пьес произошло в эпоху социальных и культурных преобразований в России конца XVIII века. С этого времени появляются и широко распространяются лубочные листы и картинки, которые были для народа и злободневной « газетной» информацией и источником знаний по истории, географии, и развлекательным « театром» с комическими героями.
Возникшая на стыке фольклорных и литературных традиций народная драматургия долгое время вызывала неприятие исследователей своей непохожестью на « классические» нормы фольклорной поэтики. Прежде всего это проявляется в речевом стиле. Особую роль играют в народной драме песни, исполнявшиеся героями в критические для них моменты или хором-комментатором совершающихся событий. Песни были своеобразным эмоционально-психологическим элементом представления. Они исполнялись большей частью фрагментарно, раскрывая смысл сцены или состояние персонажа. Обязательными были песни в начале и в конце представления. Песенный репертуар народных драм состоял преимущественно их авторских популярных во всех слоях общества песен.
Просуществовав относительно недолго, народные представления, городские и ярмарочные гуляния оставили неизгладимый след и отразились на творчестве многих людей искусства, как в театрализации, так и в других областях творчества. Но и для тех, кто имел счастья видеть эти праздники в живом бытовании, они служат бесценным источником тем, образов, приемов, являются сокровищницей народного юмора, примером смехового отношения к себе и к жизни, своеобразной культурой, которой так не хватает сегодня.
Возросший в наши дни интерес к народным театральным традициям проявляется в стремлении использовать их в современных массовых праздниках, гуляньях, развлечениях. Фольклорные драматические и исполнительские приемы многопланово входят в спектакли самодеятельных коллективов, любительского и профессионального театров.
Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. Знакомя детей со сказками, мы приобщаем их тем самым к общечеловеческим нравственным ценностям, сохраняя особенные черты русского характера, это представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии.
Рекомендуем также:
Упадок хараппских городов
После нескольких столетий расцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. Исследователи проследили внутреннее развитие хараппской культуры и определили, что существовало несколько периодов в жизни городов. В так называемый поздний перио ...
Религия
Религия в жизни римлян всегда играла значительную роль, особенно на ранней исторической стадии. Но римляне – народ прагматичный, поэтому на обрядности всегда лежала печать практицизма. Религия была ориентирована на конкретную жизненную пр ...
Скульптура Греции эпохи архаики
Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно ...