Режиссура в культурно-досуговой деятельности
Развитие культурно-досуговой деятельности всегда было неразрывно связано с развитием общества. Каждая историческая эпоха приносила свои новые требования, формы, построения в культурно-досуговую деятельность. Современная теория и практика этой деятельности обобщает в себе весь накопленный раннее опыт и анализ сегодняшнего состояния. Культурно-досуговая деятельность имеет тысячелетнюю историю своего развития. Массовые празднества Древней Эллады, средневековые мистерии, карнавалы, театрализованные шествия, празднества французской революции, русские народные гуляния – все это огромный опыт, который и теперь используется в современных массовых формах культурно-досуговой деятельности. Массовые праздники и представления были своего рода зеркалом общественных процессов. Не является исключением и настоящее время.
Богатство направлений культурно-досуговых деятельности, разнообразие содержания, использования выразительных средств дает неограниченные возможности специалистам социокультурной сферы. В современных условиях огромное значение для их деятельности является синтез знаний, профессионального мастерства, авторских концепций и социальных заказов общества.
К сожалению, в период конца 20 века - начала 21 века происходит существенное сокращение численности учреждений культуры, связанных с организации и проведением массовых форм досуга, имеющих воздействие на большую аудиторию, дающих возможность самореализации и развитию молодого поколения. К таким учреждениям относятся клубы, дворцы и дома культуры, дома творческих работников, ученых, молодежи, музыкальной культуры, технического творчества, национальные культурные центры и т.д. В 1992 году число учреждений культурно-досугового типа составляло 66 тысяч, в том числе в сельской местности 58 тысяч, в 2003г - стало соответственно 53,6 тыс. и 47 тыс.
Создание специалистом СКС самостоятельной концепции, новой художественной интерпретации становится для него личностной сверхзадачей в данной работе, его собственным творческим исканием, предметом его искусства. Вот почему можно говорить об искусстве в культурно-досуговой деятельности, как об авторском искусстве. Педагогические навыки, творческий метод и культура специалиста проверяются и закрепляются на практике, поэтому ему необходим постоянный личный опыт. При отсутствии такого опыта все теоретические и методические знания будут утеряны.
Работа режиссера очень сложна, любая неудача может отразиться на большом количестве людей, поэтому необходим фундамент для повседневной творческой работы. Необходимо говорить о профессионализме режиссера, о подготовке квалифицированных кадров. Государственный стандарт определяет требования к специалисту социокультурной сферы, в том числе режиссера.
Массовые формы культурно-досуговой деятельности имеют большое значении, как художественно-педагогическая система, имеющая свои цели и задачи. Реализация этих задач находится в прямой зависимости от режиссуры и драматургии, и именно в этой плоскости лежат основные ошибки, допускающиеся при создании культурно-досугового проекта:
1.Недопонимание КДП именно как явления художественного искусства, недооценка его художественной красоты, перенасыщение докладами, речами, президиумом, сложившимися штампами.
2.Нетворческий, пренебрежительный подход к этому сложному виду искусства, отношение к нему как к второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений, механическое перенесение в КДП опыта драматургических произведений, наличие больших монологов и диалогов.
В преодолении этих недостатков большое значение имеет дальнейшее интенсивное развитие режиссерской культуры массовых форм досуга как особого, важного, действенного направления культурно-досуговой деятельности.
В процессе культурно-досуговой деятельности происходит формирование духовных, гуманистических качеств личности, обеспечивается преемственность и связь поколений. Э.В. Соколов пишет: « Обе стороны процесса культурной преемственности – передача и усвоение культуры – взаимообусловлены. Молодое поколение, чтобы нормально жить, развиваться, удовлетворять свои потребности, должно прилагать усилия для овладения культурным богатством общества; старшее поколение должно посвящать значительную часть своего времени и жизненной энергии делу воспитания и образования. Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того, чтобы она происходила успешно, нужны усилия, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на научном изучении форм, методов, направлений и механизмов развития личности».
Умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, тем самым влияя на культурную преемственность, являются сутью работы режиссера, которая в основе своей имеет педагогические функции: развивающую, образовательную и воспитательную.
Создание культурно-досугового проекта - долгий, многоэтапный процесс, который включает в себя все стороны творческой деятельности режиссера, процесс, имеющий свои отличительные особенности, но всегда направленный на решение педагогических задач. Содержание – самое главное в искусстве. От содержания все зависит, все ему подчиняется, содержанием все оправдывается. Только по значительности смысла, содержания, вложенного в сценарий можно отличить искусство от искусственности. Только наличие в КДП нового самостоятельного содержания, новой серьезной идеи делает это искусство – искусством авторским.
Культура режиссера является синтезом личности специалиста и действия художественно-педагогической системы.
В настоящее время все чаще и чаще возникает мнение о кризисной ситуации в социокультурной среде. Культуролог А.Я. Флиер определяет социокультурный кризис как нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее различных подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сообщества, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов.
В настоящее время, в переходный период мы лишились старой системы взглядов, идеологии, но не приобрели стержень, который бы держал все общество в единстве и стремлении к духовности и воспитанию. Задача специалиста культурно-досуговой деятельности – воспитание достойного гражданина своего Отечества. Одним из возможных методов такого воспитания являются массовые формы досуга, каждая из которых является художественно-педагогической системой и может влиять на всех участников и зрителей. Поэтому так важно рассматривать режиссуру в контексте культурно-досуговой деятельности.
Объект курсовой работе – основы режиссуры как социально-педагогическая система создания культурно-досуговых проектов
Предмет – культурно-досуговая деятельность как сфера деятельности специалиста СКС, направленная на постановку культурно-досуговых проектов.
Цель моей работы – выявить значение режиссуры в культурно-досуговой деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать учебную, методическую и научную работу по данной теме;
2. проанализировать исторический аспект развития культурно-досуговой деятельности.
3. охарактеризовать функциональное многообразие культурно-досуговой деятельности;
4. рассмотреть режиссуру как основной метод художественно-педагогического воздействия в процессе культурно-досуговой деятельности.
5. разработать проект режиссерского постановочного плана как художественно-педагогической системы.
- История развития культурно-досуговой деятельности
- Виды и типы культурно-досуговой деятельности
- Основные направления и виды деятельности учреждений культуры
- Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе
- Монтаж как основной метод организации материала в сценариях театрализованных праздников
- Сценарно-режиссерская разработка театрализованного представления «Беда от нежного сердца»
Рекомендуем также:
Религиозный упадок и религиозное возрождение в 19 веке
Представляется неправомерным мыслить общество в качестве монолита, процессы в котором устойчивы и однообразны. Общество состоит из индивидов, каждый из которых в каждом из своих поступков неоднозначен, противоречивость мотивов есть послед ...
Отношение к христианству и к Русской Православной Церкви творческой
интеллигенции
В России взгляды людей искусства имели очень большое влияние. «Поэт в России больше, чем поэт». Русскому сознанию было присуще «отношение к деятелям искусства как к духовидцам, прорицателям»
Определяющим свойством русского искусства было ...
Римские артели
В конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов), которые создавали церкви, монастыри, замки среди сельского ландшафта на холме или на возвышенном берегу реки. В ранний период не только жилые дома, но м ...