Культура Нового царства
Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в его гробнице в Долине Царей. Все найденные там сокровища хранятся в Каирском музее.
Вскоре после кончины Тутанхамона в Египте воцарилась новая, XIX династия. Она выдвинула прославленных царей-завоевателей, первое место среди них принадлежало Рамсесу II, покорителю хеттов, правившему в течение шестидесяти лет. При нём вновь развернулось грандиозное строительство, чему способствовал приток богатств из завоёванных стран. Была завершена архитектура храма Амона в Карнаке, начатого при Аменхотепе III,воздвигнут величественный Рамессеум – комплекс, включавший в себя и дворец, и заупокойный храм Рамсеса. И совсем удивительное, прежде всего по своей трудоёмкости, сооружение – храм, вырубленный в скале Абу Симбел. Залы, колонны, статуи – всё высекалось из скального массива, в том числе четыре 20-метровые статуи Рамсеса II на фасаде. В 1960-х годах этот невиданный пещерный храм был разобран и на отдельные блоки и перенесён на 30 метров выше, чтобы спасти его от затопления при строительстве Асуанской плотины.
Рамсес II культивировал древнейшие традиции египетского искусства, угасавшие в амарнскую эпоху, – торжественно-монументальный стиль, подавляющую грациозность сооружений, могущественное величие статуй фараона-бога. Но это была уже нарочитая архаизация, от которой веяло холодом; органичность монументальных образов Древнего царства оказывалась невозобновимой. А в произведениях менее официозных и масштабных, в рельефах и росписях, сохранялось влияние амарнского искусства – его экспрессия, динамика, свободное обращение с канонами. Показателен рельеф с плакальщиками – один из шедевров московского собрания. Он создан в эпоху XIX династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился – одни согнуты, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причём одни линии очень сильно углублены, подчёркнуты, другие проведены легко – так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.
Подобные вещи были последним словом египетского реализма, а храм в Абу Симбел с его колоссами – последней вспышкой египетского монументального гения. Дальше линия развития постепенно затухает. После Рамсеса II и при следующих династиях началась полоса тяжелых и длительных войн, завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до нашей эры египетская монархия на время вновь объединилась вокруг саисских правителей, возродилось и её искусство в традиционных формах. Саисское искусство высоко по мастерству, но склонно к повторению старых образцов, в нём не былой жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии.
Всемирно-историческая роль Египта в то время была исчерпана и всё ярче разгоралась восходящее солнце Эллады.
В заключение настоящего исследования хотелось бы отметить, что значение культуры Древнего Египта для культуры других народов очень велико, как вообще велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.
Хорошо известно, что он создал богатейшую литературу, впервые в истории давшую сказку, повесть, любовную лирику и оказавшую бесспорное воздействие на литературу греко-римскую, древнееврейскую и арабскую; что египетская наука с ее достижениями в области астрономии (календарь, знаки зодиака), математики (начатки геометрии, теорема Пифагора, измерение объема полушария), медицины (установление роли кровеносной системы и даже мозга в организме человека), географии, истории заслуженно пользовалась высоким авторитетом в античном мире и имела существенное значение как для развития античной философии, так и античной науки, а через посредство арабов и для средневековой науки; что египетская религия сыграла определенную роль в развитии христианской обрядности и иконографии.
Не удивительно, что и культура Египта явилось богатым вкладом в сокровищницу культур древнего мира. Приезжая в Египет, творцы молодого еще греческого искусства видели великолепные храмы тысячелетней давности с выработанными типами колонн, портиками, базиликальным построением зал, с давно сложившимся гармоничным сочетанием архитектуры, скульптуры, цветного рельефа; видели стенную живопись, замечательные скульптуры, разнообразные произведения художественного ремесла, отличавшиеся изумительным чувством формы и высоким мастерством обработки материала. Греческие архаические памятники VI века до н.э. отразили известное воздействие египетского искусства. Знакомство с художественными сокровищами Египта особенно развилось позднее, когда через основанную в IV веке до н.э. Александром Македонским новую столицу Египта, Александрию, ставшую в короткий срок одним из виднейших центров Средиземноморья, началось длительное плодотворное взаимодействие искусства Египта с искусством других народов Запада и Востока.
Рекомендуем также:
Правовое регулирование охраны культурного наследия
Отношение к культурному наследию приобретает все более идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в п ...
Виды резьбы
резьба лакировка изделие убранство
Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или о ...
Музыка
Во втор. пол. ХIII - перв. пол. XVI в. музыка находилась в тесной связи с народным бытом и обычаями, с деятельностью скоморохов, искусство которых объединяло пение, танец, театрализованное представление. Певцы, музыканты, как и ранее, гру ...