Культура Нового царства
Новое царство – эпоха третьего, и последнего, подъёма египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксонов. Она была плодотворной и для художественной культуры, особенно в период XVIII династии, царившей в течение двух веков – от середины XVI до середины XIV века до нашей эры.
Культура Нового царства импозантна и величественна, но в ней пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом.
Расцветает архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные Амону, определяли архитектурный облик Египта.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра – современные Карнакский и Луксорский. Если пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминают дремучий лес, где можно затеряться.
Памятником фиванской культуры XVIII династии является храм царицы Хатшепсут в долине Деир-эль-Бахри. Хатшепсут, царствовавшая в конце XVI – начале XV века до нашей эры, была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Ей воздавались все подобавшие фараонам божеские почести, её изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Она не очень занималась завоевательными походами, зато ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабном строительстве. Свой заупокойный храм она поместила рядом с усыпальницей фараона Ментухотепа, родоначальника фиванских царей, желая подчеркнуть своё с ним родство и приемлемость. Но её храм грациознее и роскошнее скромного храмика Ментухотепа, увенчанного маленькой пирамидой.
Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен скульптурами и рельефами, отделан драгоценными материалами, обширные дворцы-террасы оживлялись искусственными прудами и деревьями. После смерти царицы её приемник Тутмес III, которого она в своё время оттеснила от престола, многое уничтожил; стремясь предать забвению имя женщины-фараона. Но храм и в руинах свидетельствует о высоком расцвете искусства той поры.
Почти ничего не осталось от заупокойного храма Аменхотепа III, отца будущего реформатора Эхнатона. Сохранились, в повреждённом состоянии, сидевшие перед храмом 21-метровые колоссы. Теперь они высятся на фоне пустыни. Два сфинкса с ликом Аменхотепа III из храма спокойно и царственно возлежат на берегу Невы, в Санкт-Петербурге, напротив здания Академии художеств. На их пьедестале написано, что они привезены из Древних Фив в град Петра в 1832 году. Они так хорошо вошли в архитектурный ансамбль Петербурга, гармонируя с его зданиями, мостами, решетками, со всем «строгим, стройным видом» северной столицы, что кажется, будто здесь они у себя дома.
Портретные фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи, исполненные в плодотворную для искусства эпоху XVIII династии – в XVI веке до нашей эры из черного дерева исключительно тонкой и изящной работы, хранятся в московском собрании. Ранная изображена в традиционной позе египетской статуи, но есть нечто новое, подчеркнута её хрупкая женственность, фигура необычайно тонкая, пропорции вытянуты, силуэт тела напоминает опрокинутый бутон лотоса.
«Светский» дух проникает в искусство Египта. В рельефах и росписях гробниц, храмов и дворцов щедро изображаются пиры, праздники, арфистки танцовщицы, приёмы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир дамы и туда берут с собой наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящные туалетные ложечки.
При таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают обращаться более свободно. Хотя прежняя фризово-ритмическая композиция и прежняя трактовка фигур сохраняется, всё чаще появляются непривычные позы и ракурсы – в фас, в три четверти, со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится более изысканным.
Многообразные поиски периода XVIII династии подготовили новаторский перелом, происшедший в царствование фараона-реформатора Аменхотепа IV -Эхнатона в начале XIV века до нашей эры.
Рекомендуем также:
Сад камней
Китайцы считали, что в Восточном море есть острова бессмертных, главный из которых называется Хорай.
В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в ...
Арбат и окрестности
В 1984 году из живой улицы с троллейбусами сделали пешеходную зону, Арбат приобрел статус заповедника, и от старого Арбата осталось одно название. Странное название, вроде бы происходящее от арабского «рабад», то есть предместье, - извест ...
Музей кино
Адрес: 123242, Москва, Дружинниковская ул., 15
Проезд: Ст. м. "Крaснопресненская", "Баррикадная", тролл. 5, авт. 6, 39, 64, 69, 116
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
18 мая - Международный день музеев
Основные ...