Сайт о культуре и искусстве

История создания Свято-Вознесенского собора

Другое » Вознесенский кафедральный собор » История создания Свято-Вознесенского собора

Страница 1

История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы XIX века. Временное военное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855г., а уже в 1867 городок у подножия Заилийских гор становится областным центром Туркестанского края. Его быстро растущий организм уже успел ощутить потребность в соборном городском храме, но строительство, начавшееся в 1868г., с самого начала было обречено на превращение в долгострой: неполная документация, постоянные смены ответственных производителей, а затем и полное их отсутствие в течение длительного периода.

Верный быстро приобретал все большее политическое и культурное значение в Туркестанском крае. Уже в 1872 сюда перемещается центр епархии из Ташкента вместе с кафедрой епископа, которая была временно установлена в новой станичной церкви, в честь этого события переименованной в Софийский кафедральный собор. Это событие послужило толчком тому, что вопрос о строительстве городского храма перерос в вопрос о строительстве кафедрального собора. А поскольку требования к планировке такового сильно отличаются от предъявляемых к просто соборным зданиям, начатое строительство уже не соответствовало моменту. Да и количество прихожан к этому времени уже насчитывало 1800 человек (ЦГА РК,ф.44, оп.1,д.50262,д.50287). Поэтому в том же году принимается решение о строительстве нового здания для кафедрального собора вместимостью 1500 человек. Однако прошло еще около десятка лет, пока в 1882г. были сделаны первые проектные предложения. Небольшой конкурс идей архитекторов П. Гурдэ и Г. Серебренникова, организованный Комитетом по строительству совместно с епархиальным управлением, был решен в пользу предложения Г.Серебренникова. Его проект единодушно признается «более подходящим как по размерам, так и по изяществу и стилю для Кафедрального собора» (ЦГА РК,ф., оп.1, д.50368). Но затянувшееся открытие финансирования, смерть архитектора и разрушительное землетрясение 1887г. внесли изменения в эти планы.

Землетрясением была уничтожена большая часть построек Верного. Оно стало серьезным предостережением строителям молодого города. Широкомасштабное исследование и анализ конструкций уцелевших зданий, их сопоставление с конструкциями разрушенных было осуществлено специальной комиссией из лучших российских инженеров. Результаты ее работы показали, что каменные постройки пострадали во много раз сильнее деревянных:1800 из них разрушилось, в то время как 800 деревянных остались невредимыми. Эти данные Областной строительный комитет учёл при разработке «Правил для возведения казенных и общественных построек в местах Семиреченской области, подверженных землетрясениям», утвержденных Министерством внутренних дел Российской империи в 1889 г. В соответствии с этими правилами запрещалось возведение в сейсмических районах крупных зданий из кирпича и камня, рекомендовалось использовать древесину, здания делать рублеными, на каменных фундаментах с устройством подвалов и укреплением стен по углам вертикальными брусьями, стянутыми болтами.

После 1887г. Верный начинает заново отстраиваться. Пока "суд да дело" для кафедрального собора Туркестанской Епархии возводится временное здание на территории Губернаторского сада – сегодняшнего парка им.28 гвардейцев-панфиловцев, – так как церковь в Большеалматинской станице, где он размещался до землетрясения, была целиком разрушена. Временное здание было построено из древесины пострадавшего от землетрясения дома Военного губернатора, на деревянных столбах-фундаментах, с небольшим куполом и галереями с трех сторон. И был здесь один придел «Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии» освященный в их честь (ЦГА РК, ф.153, оп.1, д.371,1-6 стр.), и потому назывался он Софийским.

Всем известно: ничто не бывает более постоянным, чем временное. Так и с постройкой временного здания проблема возведения нового капитального была отодвинута на второй план. Сколько ремонтов пришлось претерпеть ему из-за того, что было построено в спешке и из некачественных материалов! Объем временного собора уже очень скоро перестал соответствовать нормальному функционированию, в результате галереи были перестроены и превращены во внутренние помещения, а позже пристроена и колокольня. Сюда же в 1894г. помещаются привезенные из Гатчины новые 8 колоколов, из которых самый большой весил 249 пудов 17 фунтов (в 1907 году эти же колокола будут водружены на колокольню Вознесенского кафедрального собора).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Символизм
В конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. первоначально в литературе, затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном и вскоре включившее в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию – возникло художе ...

Бельгийская живопись XVIII века
Число живописцев в Бельгии в XVIII веке было, пожалуй, более велико, чем в какой-либо другой стране. Бельгийская живопись этого столетия, однако, за немногими исключениями, с которыми мы сейчас познакомимся, измельчала почти окончательно. ...

Моды
«Модом» можно оставаться всегда, главное - двигаться нетореной дорогой, постоянно вскрывая для себя новые пласты в музыке, одежде, литературе и кинематографе. «Беря отовсюду самое достойное, они стремились сотворить нечто прежде неведомое ...