Разбор финальной сцены фильма
Финальная сцена фильма снята одним планом, с использованием внутреннего движения. Внутрикадрового монтажа. Тут задан тот же ритм, что и в первой сцене, уже разобранной нами. Напряжение усиливает стук колёс, движение предметов, звук из радиоприёмника.
Сцена начинается с крупного плана дочери Сталкера. Она сосредоточенно читает книгу. Вокруг неё летает тополиный пух - это метафора. Лёгкость и воздушность пуха граничит со сложным внутренним миром девочки. Затем она опускает на колени книгу, мы слышим её внутренний монолог, стихи, которые они прочла.
Люблю глаза твои, мой друг
С игрой их пламенно чудесной
Когда их приподнимешь вдруг
И словно молнии небесной
Опишешь бегло круг,
Но есть сильней очарованье
Глаза потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья
Стихи - мощное средство создания ритма. Они органично вливаются во временную атмосферу сцены. В ритм стихов камера начинает медленно отъезжать до среднего плана. Мы видим стол, за которым сидит девочка. На столе стоит стакан с недопитым чаем, банка и стакан из - под молока. Девочка отворачивается к окну, затем поворачивается обратно и пристально смотрит на стакан с чаем. Стакан начинает двигаться на камеру. Мы слышим, что скулит собака. Девочка оборачивается на неё. Собака замолкает. Снова смотрит на стакан с чаем, он снова продолжает двигаться на камеру и немного влево, останавливается на крае стола. Начинает двигаться банка. Девочка смотрит пристально в камеру. В детских глазах прочитывается боль, печаль, безысходность. Камера снова начинает двигаться от среднего плана до общего. Вместе с ней движется стакан из-под молока. Одновременно вдалеке раздается гудок паровоза. Девочка наклоняется и кладёт голову на стол. Стакан останавливается на крае стола, падает на пол и разбивается. Камера начинает движение в обратном направлении - наезд до крупного плана лица девочки. Вместе с движением камеры мы слышим однообразный ритмичный стук колёс, от которого начинает вибрировать стол и оставшиеся на нём предметы. Если в первой сцене это была еле заметная вибрация, то в последней - стол колышется так, что возникает ощущение присутствия в вагоне поезда. Раздаётся звук радиоприёмника - Марсельезе - гимн независимости Франции. Движение камеры заканчивается на крупном плане лица девочки. Стук колёс постепенно затихает - поезд удаляется, но вибрация от него остаётся. Затемнение.
В этой сцене так же, как и во всём фильме, мощная ритмическая основа, подпитываемая стуком колёс - лейтмотив всего фильма, ритмом поэзии, маршеобразной музыкой, вибрацией стола и предметов. Этим передан трагизм и безысходность жизни. Важно, что это мы, зрители, прочувствуем через беззащитного ребёнка - это усиливает эмоциональное воздействие картины. Зритель попадает в магическую власть времени протекающего в кадре.
Рекомендуем также:
Работа в мультипликации
Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят: дом ...
Рабство
Рим был огромным рабовладельческим государством. Обращение с рабами было очень жестоким. Его можно было продать, кастрировать, сдать в наём в публичный дом, превратить гладиатора, отдать на растерзание диким зверям. Главным рабовладельцем ...
Сергиево-посадский
государственный историко-художественный музей-заповедник
Адрес: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Проспект Красной Армии, 144
Проезд: На электричке с Ярославского вокзала или автобусом до Сергиева Посада
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания - 20.04.1920
18 мая - ...