Сайт о культуре и искусстве

Верования, традиции, обычаи древних египтян

Другое » Культура Древнего Египта » Верования, традиции, обычаи древних египтян

Страница 3

В свою очередь, обожествление фараона и связанная с этим художественная традиция также оказались затронуты тенденцией слияния антропоморфных и зооморфных черт. Речь идет, разумеется, о сфинксах – колоссах с телом льва и головой человека, олицетворявших фараона. Символика данного образа вполне традиционна – правитель в большинстве восточных культур отождествлялся со львом, самым могучим зверем пустыни.

Древние египтяне порой «одомашнивали богов», подобно животным. Широко известно, что они почитали кошку как священное животное богини Баст. Менее известен тот факт, что первоначально воплощением Баст была не изящная египетская кошка, а львица. Древнейшие изображения этой богини не оставляют в том ни малейшего сомнения. Кошка, конечно же, была гораздо более покладистым объектом поклонения, нежели дикая обитательница пустыни.

Помимо культа животных, в Египте был распространен и культ растений. Наиболее почитаемое растение – лотос, цветок, из которого, согласно мифам, вышел на свет Ра, первый из богов. В Мемфисе, древней египетской столице, существовала и тщательно охранялась священная роща, посвященная богине Хатор.

Обожествление всевозможных сил природы и проявлений жизни достигло в Египте небывалого уровня, несопоставимого ни с одной другой древней культурой. Необычайно красочные образы, созданные египетскими художниками, оставляют далеко позади многообразие демонов, населявших мир Шумера и Вавилонии, а с всеохватностью египетского пантеона вряд ли сравнится любая из древних религий. Образность и фантастичность при минимуме собственно фантастических элементов – вот основные черты египетской мифологии, делающие ее явлением не только мировоззренческого, но и художественного порядка.

Почитание четырех основных начал и стихий было широко распространено во всем Египте. Наряду с общепризнанными божествами эннеады в каждой области поклонялись собственным богам земли и воды. Единым для всех областей Египта был Хапи – божество Нила. Боги земли и неба в разных номах носили разные имена. После становления единой религии были повсеместно признаны бог земли Геб и богиня неба Нут, почитавшаяся наряду с Хатор.

С сотворением мира и с возникновением главных богов связано большинство египетских мифов. Эти мифы воссоздают примерно следующую картину сотворения всего сущего.

В начале, как верили древние египтяне, был хаос, водная пучина Нун. Из него вышли все боги и все живое, причем разные истории описывают этот процесс по-разному. В некоторых мифах фигурирует холм, поднявшийся из вод, на котором птица «великий Гоготун» снесла яйцо, из которого вылупился бог солнца. Один из мифов описывает появление бога солнца на свет из цветка лотоса, распустившегося на этом холме.

По другим священным текстам, бог солнца в образе теленка был произведен на свет небесной коровой. Однако все мифы сходятся на том, что бог солнца, «создавший себя сам», был первым среди всех богов. Он произвел из себя богов воздуха и влаги – Шу и Тефнут. Эта пара родила богов земли и неба – Геба, бога земли, в образе мужчины, и Нут, богиню неба, в образе женщины. Они, в свою очередь, дали жизнь четверым старшим богам – братьям Осирису и Сету и сестрам Исиде и Нефтиде, игравшим основную роль в культе загробной жизни и в культах плодородия. Все эти боги и стали старшими божествами египтян, повсеместно почитавшейся эннеадой.

Иногда в качестве демиурга выступает бог Птах, сотворивший не только главных богов, но и весь мир, людей, животных, ремесла, людские жилища и храмы богов. По другим мифам, людей вылепил из глины бог Хнум.

египет культура духовный мифология

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем также:

Металлисты
Описание субкультуры: внешний вид поклонников «хэви металл» практически не отличается от американских и западноевропейских аналогов и выражается в подражании и копировании атрибутики своих кумиров, певцов «металлических» рок-команд («Kiss ...

Культура в период смены эпох
Августовский классицизм - историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи (см. Приложение 1.1), главным образом в самом г. Риме, в годы ...

Магические позы и позиции
Некоторые физические движения и позы стимулируют определенные уровни сознания, активизируют божественную энергию, более полно вовлекая ее во взаимодействие с физическим миром. Мы можем научиться использовать эти движения и позы для подклю ...