Сайт о культуре и искусстве

Разбор пьесы Николая Эрдмана "Мандат"

Другое » Разбор пьесы Николая Эрдмана "Мандат"

Первое впечатление от пьесы я бы сформулировал как «барахтанье в безвременьи». Осталось ощущение паники от непонимания героев, как приспособиться к чему-то пугающе-новому и желания уцепиться за что-то знакомое, родное, но неактуальное.

Автор поместил простую схему комедии положений в зловещие предлагаемые обстоятельства.

Эрдман никого не обличает, искренне любит своих персонажей, но возникающий второй план по первому впечатлению укладывается в формулу: только такое «дряблое» общество могло допустить появление такой абсурдной, непрофессиональной власти.

Это делает пьесу удивительно современной. Я регулярно наблюдаю, как на вид приличные люди, довольно известные люди, люди искусства стремятся «прислониться» к нашей убогой дилетантской власти. Вылизывают ей отдельные места, иногда до крови. Я ни в коем случае не осуждаю их, более того, я сам при первом удобном случае проделаю то же самое, но… Наверное, именно поэтому я и выбрал эту пьесу.

Так же от первого прочтения пьесы осталась довольно странная ассоциация: в Кракове на рыночной площади на Мариацкой башне каждый час играет трубач. Мелодия не доигрывается до конца – обрывается. Эта традиция имеет шестисотлетнюю историю: однажды трубач – дозорный заиграл мелодию «Гейнал», чтобы предупредить город о нашествии татар, но не доиграл ее до конца, - татарская стрела пронзила его горло. Сколько раз игралась мелодия-предупреждение для России?

Возвращаясь к вахтанговской формуле «время-автор-коллектив», признаюсь, что на данный момент у меня нет коллектива. Я предложу свое видение распределения ролей, предположив, что выбранные мною актеры заинтересуются моим режиссерским замыслом.

Рекомендуем также:

Мир Поля Сезанна
Поль Сезанн (1839-1906) стремился "сделать из импрессионизма нечто весомое", интересуясь в первую очередь передачей пространственной структуры предметов. Нередко он сознательно упрощает их, сводя к простейшим геометрическим объе ...

История танца живота
История танца живота насчитывает более 4 тысяч лет. Первоначально он зародился как храмовый танец и техника родовспоможения: профессиональные храмовые танцовщицы обучали будущих мам телодвижениям и растяжкам, которые облегчали появление р ...

Толстой и толстовцы о росписях Владимирского собора
Резко отзывался о росписях Владимирского собора Л.Н. Толстой, поскольку трактовка образов Спасителя и Богоматери Васнецовым резко расходилась с представлением о Христе как простом человеке, которые насаждал Толстой среди своих последовате ...