Сайт о культуре и искусстве

Линейно-штриховая графика

Другое » Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов » Линейно-штриховая графика

Линия и штрих постоянно сопутствуют друг другу. В случае, когда линия и штрих вносят более или менее равноценный вклад в создание рисунка, тоэто позволяет говорить о линейно-штриховой графике. Линейно-штриховые изображения развивались с ранних периодов истории искусства. Штрих конструктивно поддерживает линию уже в европейской гравюре на дереве первой половиныXV в. Развитие искусства рисования, а вместе с этим и мастерства перевода рисунков на гравюру уже к началу XVI в. довело применение техники линия-штрих до виртуозного мастерства. Хороший тому образец - иллюстрации к произведению "Корабль глупцов" Себастьяна Бранта и сборнику рассказов "Турнский рыцарь". В XVIв. штрихи становятся более округлыми, утончающимися в сторону света и мягко входящими в линию. Гравюры с рисунков А. Дюрера, Л. Кранаха, Г. Гольбейна-младшего и др. художников прекрасно это подтверждают. Энергичные, темпераментные линейно-штриховые рисунки имеются у Микиланжело, Тициана, Рембрандта, Рафаэля, Леонардо да Винчи.

Наиболее сознательно, по собственной глубоко продуманной системе применял линию и штрих А. Дюрер в сериях гравюр "Жизнь Марии", "Малые страсти". В одно время с Дюрером жил и творил Альбрехт Альтдорфер. Но его работы более поверхностны и менее драматичны, чем у Дюрера, при этом его композиции очень цельны и нередко имеют декоративный характер. Альтдорфера причисляют к "мастерам малого формата". Мастерами в плане использования линии и штриха были братья Ганс Зебальд и Бартель Бехамы. Также широко известны Ганс Гольбейн-младший и Лукас Кранах, работавшие примерно в одно и то же время. С легкой разработкой штрихом гравировал Августин Хиршфосель, он известен в основном по иллюстрациям к книге "Записи о московских делах" З. Герберштейна. Популярен также в этой среде художник Вольф Губер ("Пейзаж с церковью"). Особого внимания заслуживают рисунки и офорты Франсиско Гойя. Острота видения и глубина чувств, изливаемых на плоскость листа, не дают ему возможность для размеренной обработки объема.

Древнерусские художники мастерски владели законами графического изображения. Рисунком кистью на левкасе начиналась работа над иконописной композицией, и кончалась она доводкой энергичными мазками (штрихами) в складках одежд и нанесением узорочья. На Руси штрих использовался как дополнение линий в создании характера, позы, движения, состояния. Также, штрих часто брал на себя функции выявления фактуры. Изображений, исполненных с помощью линий и штриха, много в древнерусской миниатюре и в русском лубке. Штрих здесь выполняет чисто декоративную роль. Русская академическая школа рисунка, так же как и другие европейски школы, декларирует построение изображений на основе линии и штриха. Об этом могут говорить рисунки А.Е. Егорова, Ф.А. Бруни, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова, Ф.А. Малявина и др.

В советский период данный подход к рисунку в корне е изменился и продолжал развиваться. Так рисовали В.А. Фаворский, А.Ф. Пахомов, ныне их традиции продолжают и современные художники. Из истории русской гравюры наиболее известны линейно-штриховые изображения таких художников, как А.И. Кравченко, А.Д. Гончаров ("Портрет старухи").

Рекомендуем также:

Миф в культуре: формы присутствия
Древнее искусство – царство идеальных героев. Мечта создавала образец человека в его лучшем, совершенном проявлении. В какой-то степени это был пример для подражания. Александр Македонский, возя с собой в походы “Илиаду” Гомера, уподоблял ...

Принятие христианства на Руси
Владимир задумал взять с бою новую веру: он хотел показать грекам, что, приняв их веру, останется по прежнему вольным русским князем и не будет подручником греческих царей. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсон и с ...

Культура в период смены эпох
Августовский классицизм - историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи (см. Приложение 1.1), главным образом в самом г. Риме, в годы ...