Александровский сад, первый университет
Правильнее во множественном числе - «Александровские сады», поскольку при устройстве садов в связи с визитом Александра I в Москву в 18ао году их должно было быть три: Верхний, Средний и Нижний. Но обычная московская мегаломания - «Патриаршие пруды» и «Воробьевы горы» - здесь себе изменяет. Нижний сад имел пруд с лебедями, которых выкармливали для царского стола. Но пруд закопали, после того как Большой Каменный мост, ранее стоявший у Ленивки, перенесли в 1937 году поближе к Кремлю, и от лебедей остался только Лебяжий переулок между новым мостом и Ленивкой. Сады проектировал Осип Бове, отстраивавший всю Москву после изгнания французов. Первое время сады называли Кремлевскими, название «Александровские» привилось после коронации Александра 11 (1856). В Верхнем саду был установлен обелиск по случаю 300-летия дома Романовых. В 1918-м, в первую годовщину революции, его переименовали в память революционных мыслителей прошлого, двуглавого орла наверху заменили на золотой шар, а на подножии написали: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1967 году рядом возник Пост №1 - Могила Неизвестного Солдата.
Если Александровский сад и изменился с тех пор, как на берегу Неглинной строили катальные горы и, сходясь стенка на стенку, били друг другу морду до смерти, - то в деталях. Дух остался прежним, что подтвердили беспорядки июня 2002 года, когда проигрыш сборной России в матче против Японии вылился в погромы в самом центре города. По выходным и особенно в дни школьных каникул толчея в саду неимоверная. Зимой народ катается на попе с горки, образованной Александровским гротом, - как триста и четыреста лет назад.
Дом №7 на Моховой был построен после 1857 года подрядчиком Скворцовым: Скворцов ведал строительством нового Каменного моста, а материал, оставшийся после разрушения старого, пустил себе на жилище. Дальше по Моховой стояла усадьба князей Репниных, купленная Екатериной для университета, построенного Матвеем Казаковым в 1786-1793 годах. Университет, прежде напоминавший скорее дом Пашкова, чем нынешнее здание в стиле ампир, сгорел в пожаре 1812 года и был восстановлен в 1817-м Доменико Жилярди согласно изменившимся вкусам. Дом №13 в стиле ренессанс строил в академик Жолтовский, в очередной раз скопировав великого Палладио. Во время первомайской демонстрации 1934 года демонстрантам велели аплодировать, когда с дома будет сдернуто покрывало. Демонстранты послушно поаплодировали, что послужило аргументом в споре традиционных архитекторов с архитекторами-авангардистами: глас народа - глас божий.
Рекомендуем также:
Музыка
Во втор. пол. ХIII - перв. пол. XVI в. музыка находилась в тесной связи с народным бытом и обычаями, с деятельностью скоморохов, искусство которых объединяло пение, танец, театрализованное представление. Певцы, музыканты, как и ранее, гру ...
Становление стилей и жанров светской литературы
культурный классицизм искусство литературный
Молодая российская культура XVIII в. уверенно прогрессировала во всех видах и направлениях, демонстрируя высокий творческий потенциал, большие возможности и перспективы. Русская литература, ка ...
Образование
Значительные изменения произошли в системе образования. Созданная ещё в начале столетия Тверская мужская гимназия стала с 1860-х гг. именоваться классической. Большое внимание в ней уделяли изучению древних языков - латинского и древнегре ...