Особенность римского театра
Наряду с греческим и римским типом театров существовал еще один тип – греко-римский, где соединялись черты эллинистические и италийские. Такой тип театров возник в Малой Азии: в Эфесе, Магнесии, Тралах и в ряде других городов. И в Греции, и в Риме, и всегда и повсюду посредником между драматургом и зрителями был актер – от него во многом зависел успех драматического произведения и его сценического воплощения. Чем больше становилось актеров, тем большее значение приобретало их искусство в истории античного театра.
Римские актеры набирались из иных социальных слоев, чем в греческих полисах. Свободнорожденный гражданин в Риме не мог стать профессиональным актером, выступать на сцене за плату, ведь всякий наемный труд истинный римлянин рассматривал как унизительный для себя, как удел пришлого люда. В то же время сдать в наем театральному предпринимателю своего раба и получить за это денежное вознаграждение отнюдь не считалось чем–то недостойным. Исключение составляли молодые люди, которые исполняли роли в ателланах; этим молодым людям не возбранялось подниматься на подмостки, но они должны были скрывать свои лица под масками, даже в ту эпоху, когда римская сцена масок еще не знала.
В Риме, как и в Греции эпохи эллинизма, существовали труппы профессиональных актеров. Во главе каждой из них стоял руководитель, которого Плавт называл шутливо «императором гистрионов». В его распоряжение поступали доходы от зрелищ, а позднее, в эпоху империи, он стал получать так же вознаграждение от казны.
Римские зрители вели себя в театре столь же живо и непосредственно, как и греки, бурно реагируя и на игру актеров, и – подчас еще больше – на все, что случалось в самом зрительном зале. Они громко приветствовали знакомых или же людей знаменитых, пользовавшихся в городе известностью и популярностью. Театр в Риме, особенно в последние годы республики, был не только важным средоточием культурной жизни, развлечением, но и барометром политических настроений, а так же орудием политической борьбы. Когда Цицерон в начале 50-х годов I в. до н.э. был отправлен в изгнание, в Риме была поставлена трагедия Луция Акция (II-I вв. до н.э.) «Эврисак», где герой на сцене бросает обвинение своим согражданам в том, что они допустили его изгнание. Публика увидела в этих словах нечто созвучное ее политическим настроениям и громко выразила свою симпатию к великому оратору и государственному деятелю.
Десять лет спустя, после убийства Цезаря, когда многие в городе находились в растерянности, не зная, оплакивать ли им диктатора или дать увлечь себя лозунгами оппозиционеров, Марк Юний Брут, один из заговорщиков, постарался, чтобы в театре показали в это время трагедию Акция « Атрей», где выведен отталкивающий образ деспотического правителя, свергнуть которого означало принести согражданам облегчение и свободу. Представление закончилось овацией для Брута и его единомышленников.
Рекомендуем также:
Домик Петра I
Адрес: Петровская наб., 6
Часы работы: 10:00-17:30
Выходной день: вторник, последний понедельник каждого месяца
Домик Петра I - уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая д ...
Архитектура Чернигова
В начале XIII в. в Чернигове возвели Пятницкую церковь. Памятник был очень сильно перестроен, но сохранился во всех своих частях. Во время Великой отечественной войны церковь была повреждена, но позднее реставрирована, причем полностью во ...
Строгановская школа живописи
В течение второй половины 15 и в 16 в. искусство Москвы, став общерусским национальным искусством, отражая идеи силы и значительности русского централизованного государства, приобрело ярко выраженные черты торжественности, представительно ...