Культурология в системе социально-гуманитарного знания
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование.
Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний.
В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурологии (антропология и социология культуры).
Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился.
Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
Культуролог чаще всего обращается к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики, историческим методам, а также к аналитическим процедурам междисциплинарного плана — структурно-функциональному подходу, методу моделирования и др.
В СССР культурологии, обладающей собственным статусом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициями, не существовало.
О ней в полной мере стали говорить только в начале 90-х.
По существу мы имеем дело с самой молодой, хотя и активно развивающейся, отраслью знания.
В России крупными культурологами считаются: Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев, Ю. М. Лотман, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Б. А. Успенский, С. С. Аверинцев, Б. А. Рыбаков, М. А. Алпатов и др. Культурология в России развивалась также как и на западе, она делала первые шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира.Русский народ отличался патриотизмом. Революционные катаклизмы в России оказывали огромное влияние на развитие культуры, все повороты в России отразились на ее культуре.Соловьев (поэт, критик) он проповедовал утопический идеал всемирной теократии, оказал большое влияние на русский идеолизм и символизм. Данилевский-публицист и естествоиспытатель - он выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типах, которые развиваются подобно биологическим организмам.Бердяев определил становление отечественной идеологии.В условиях непремеримой вражды между капитализмом и социализмом Бердяев сделал попытку объективно оценить, на сколько и та и другая форма сознания отвечает религиозному культурному идеалу человечества. Бердяев уделил огромное внимание разработке таких основополагающих тем для нашей дисциплины как культура и познания.Также огромный вклад в развитие Отечественной культурологии внесли такие известные люди как Федоров, Франк, Шестов и другие.
Рекомендуем также:
Выражение человеческих страстей
Совсем другое понимание искусства сложилось во второй половине XVII I в. в европейской культуре в связи с именем Жан-Жака Руссо и особенно его произведением «Новая Элоиза». Руссо полностью отбросил классическую традицию в описании и осмыс ...
Фонтан «Сноп»
Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев ( ...
Живописцы Барбизонской школы
Развитие французского искусства середины XIX века связано преимущественно с жанром и пейзажем, прежде всего с именами Коро и живописцев барбизонской школы. Это направление обязано своим названием деревне Барбизон, расположенной неподалеку ...