Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XX века

Другое » Европейская культура XX века

Страница 7

Напротив, подчеркнутое отрицание прошлых традиций продемонстрировал кубизм, сложившийся в первые два десятилетия XX в. Лидеры этого течения – П. Пикассо, Ж. Брак,

Ф. Леже, С. Делоне – представляли нетрадиционный рационалистичный способ художественного освоения мира, отражавший ценности рождавшейся техногенной цивилизации и технотронного человека. Мир воспринимался кубистами устроенным подобно жестко структурированной технической суперсистеме. Геометрически переосмысленная сущность вещей могла быть представлена как их внутренняя конструкция. Кубисты приглашали зрителя соприкоснуться с самим процессом интеллектуального конструирования образа объекта (С. Делоне «Эйфелева башня»).

Они исходили из убеждения, что существует разница между чисто зрительным образом предмета и мысле-образом, возникающим в нашей голове. На формирование последнего влияют наши знания о предмете. Художники изображали мыслимые ракурсы предмета, невидимые в момент привычного восприятия. Они считали, что следует руководствоваться не чувственной, а интеллектуальной фантазией, комбинируя геометрические составляющие предметов и как бы творя их заново. При этом, считали кубисты, одни черты предмета (его наиболее значимые свойства) мы мысленно выделяем четко и детально, другие же (несущественные) фиксируем в нашей памяти как размытые контуры и пятна. Понятно, что такие искусственно созданные аналитической способностью ума мысле-образы невозможно изобразить в визуальном трехмерном пространстве как реалистические объемные формы. За много веков до кубистов древние египтяне предлагали решение подобной проблемы, изображая на плоскости предметы и людей в различных ракурсах одновременно. Кубисты, несомненно, позаимствовали этот прием, но их задача была существенно сложнее: изобразить устойчивую мысленно постигаемую конструктивную сущность вещей (Ж. Брак «Дома в Эстаке»).

Сущность предмета, его «чистую материальность» кубисты стали показывать как совокупность простых геометрических форм, а взаимоотношения вещей и место вещи в пространстве изображали, совмещая различные ее фрагменты и ракурсы. Таким образом реконструированные пространства и комбинированные в них геометризированные формы и фигуры обретали самостоятельное бытие и значение (Ф. Леже «Солдаты, играющие в карты», П. Пикасо «Герника»).

Справедливости ради надо признать, что многосторонний художник Пабло Пикассо за свою долгую творческую жизнь сменил и частью синтезировал ряд (традиционных и нетрадиционных) стилей, освещая ярким светом своего оригинального искусства большие жизненные и общественно-политические проблемы, заостренные демократическим мировоззрением.

В поиске новых приемов художественного выражения кубисты ввели в свои работы неживописные материалы. К примеру", художник Жорж Брак поместил на холст текст, напечатанный на бумаге. Его последователи по-своему переосмыслили этот шаг и отвели место на полотнах вырезкам из газет, этикеткам, кускам тканей, железа, стекла, дерева, частям музыкальных инструментов. Благодаря кубистским экспериментам самые обыденные вещи, точнее их фрагменты, приобретали художественный смысл.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекомендуем также:

Премия "Оскар"
"Оскар" — премия Американской академии киноискусства — это несомненно самая известная и популярная в мире кинематографическая награда. Первое вручение премии "Оскар" состоялось в 1929 году. Ныне церемония вручения &quo ...

Внутрикадровое движение и движение камеры
Итак, мы определились, что для Тарковского ритм - это внутреннее ощущение режиссёром течения времени. Нечто не осязаемое, заложенное в ощущениях и подсознании. Но так, же Тарковский говорил и о внешнем проявлении ритма. "Значит, это ...

Линейная графика
Основной графический элемент - линия, с помощью которой определяются границы форм от окружающего ее пространства. Некоторые историки и теоретики считают, что линия лежит в основе развития искусств многих стран. Известно, что раннее искусс ...