Европейская культура XX века
Диалог между прошлым и настоящим осуществляется в постмодернизме и благодаря принципу цитатности. «Цитатное мышление» воплощается через переосмысление классических тем и сюжетов, явное или скрытое воспроизведение культурных значений, намеки на известные произведения, сокращенное их изложение или деконструкцию, а также через подражание и пародию. В итоге мир предстает как непрерывно реструктурируемый текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно только по принципу «перетасовывающего» калейдоскопа, «паспарту». Такая установка порождает своеобразную «ничейность» создаваемых произведений, когда и автор, и публика оказываются «растворенными» в дискурсах культурных традиций. Ярким примером «цитатного мышления», доведенного до абсурда, является роман Жака Ривэ «Барышни из А.», который составлен исключительно из 750 цитат 408 авторов.
Смыслообразующим принципом постмодернизма является ирония. В отличие от классической пародии и сатиры, критикующих прошлое и настоящее с точки зрения гуманистических принципов и идеалов, субъект постмодернистской иронии сомневается в авторитете последних, так же, впрочем, как и в авторитете собственных критических позиций. Поэтому ирония здесь часто соседствует с самоиронией.
Среди других характерных особенностей искусства постмодернизма нужно отметить гедонизм, театрализацию культуры, смешение высокого и низкого, элитарного и массового, ориентацию на современные информационные технологии. В искусстве постмодернизма отчасти происходит возврат к повествовательности, сюжету, мелодии, реалистичности изображения. Но при этом красота связывается и с асимметрией, дисгармонией, возвышенное замещается удивительным, трагическое – парадоксальным.
Известными представителями постмодернизма являются писатели У. Эко, Д. Варне, Дж. Хеллер, архитекторы Ч. Дженкс, Ч. Мур, Р. Бофилл, Р. Вентури, художники М. Паладино, М. Мерц, В. Сивитико, кинорежиссер Ж.-JI. Годар, хореографы Т. Браун, П. Шираиши, Р. Шопино, композиторы К. Штокхаузен, П. Булез.
Особенности постмодернизма ярче всего проявились в литературе. Для произведений постмодернистов новой волны характерен синтез массового и элитарного. Например, У. Эко в романе «Имя розы», с одной стороны, добивается сюжетной развлекательности текста (включает в него элементы детектива, фантастики, повседневности), ставя своей целью доставить массовой аудитории удовольствие от чтения. С другой стороны, в тексте содержатся ссылки на образцы и приемы, сюжетные ходы, заимствования из жанра средневекового романа. Ироничная игра всякого рода ассоциациями дает возможность получить интеллектуальное наслаждение подготовленному читателю, знатоку истории культуры.
В основу архитектуры постмодернизма положен принцип комбинации различных стилей. Архитекторы как будто не создают принципиально новых художественных форм, а необычными способами сопоставляют и модифицируют старые (и здесь присутствует элемент «игры»). Так, в комплексе «Площадь Италии» (Новый Орлеан) Ч. Мур объединил принципы древнеримской, барочной и модернистской архитектуры. В композицию комплекса включен фонтан в форме сапога, обрамленный арками и ордерными бетонными колоннадами, которые по вечерам освещаются неоновыми трубками. Принцип историзма проводится в архитектуре с учетом национальных традиций прошлого. Р. Вентури, проектируя особняки, возрождает скатные крыши, дымовые трубы, небольшие окна, использует в строительстве традиционные материалы (дерево, камень, черепицу).
Рекомендуем также:
Аккультурация
Этим термином принято называть процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственную среду. Например, индустриальная западная культура радикально и ...
Храмовые комплексы в Египте
Пирамиды имели огромное культовое значение, но не меньшим значением обладали и храмовые комплексы.
Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила шир ...
Аллегория в западноевропейской живописи
В западноевропейской живописи аллегория встречается в творчестве самых разных великих художников: Беллини, Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Брейгеля, Рубенса, Браувера, Вермеера, Пуссена 1. И это вполне объяснимо. Обычно каждый из ...