Галицкая архитектурная школа. Влияние романской культуры
Совершенно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли. Развитие зодчества происходило здесь очень своеобразно, отличаясь от того как это было в киевской, новгородской или полоцкой архитектурных школах. Чрезвычайно интенсивные политические связи Галицкого княжества с соседними странами – Польшей и Венrpией оказали существенное влияние на всю архитектурно-строительную деятельность, превратив данный район по существу в контактную зону взаимодействия византийско-русской и романской архитектуры.
Князь Володарь обратился за строителями в соседнюю Польшу. Ему удалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10–20-х гг. XII в. (предположительно 1119 г.) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя. Церковь не сохранилась, но раскопки показали, что она была сооружена не из плинфы, а из хорошо тecaнных каменных блоков, т.е. в технике, которая на Руси ранее нигде не применялась. Это была характерная для Польши романская техника. В плане перемышльская церковь не имела ничего общего с романской базиликой, а обладала схемой трехапсидного крестово-купольного храма, в данном случае без нартекса. Стены храма были расчленены плоскими лопатками.
В 20–30-х гг. XII в. в Звенигороде была построена церковь, совпадающая с перемышльской по технике и плановой схеме, но значительно меньшая по величине. С 40-х гг. XII в. стольным городом объединенной Юго-Западной Руси стал Галич, и здесь в дальнейшем сосредоточилось почти все монументальное строительство. В ближайших окрестностях Галича возвели церковь Спаса, которая входила в комплекс княжеского пригородного дворца. И по технике, и по плану она повторяла предыдyщиe храмы – в Перемышле и Звенигороде. Планы этих церквей почти стандартны, отличаясь лишь размерами и деталями.
В 40-х гг. ХН в. мастера из Галича переехали в Северо-Восточную Русь, где возвели несколько храмов, два из которых сохранились и до нашего времени. Очевидно, что Галицкие храмы имели конструкцию сводов крестово-купольного храма и обладали статичной уравновешенной композицией с одной массивной главой и спокойным ритмом закомар*. Тем самым они были близки памятникам ХII в. В других русских землях, отличаясь от них фактурой стен – великолепной белокаменной техникой. Храмы имели очень строгий характер и чрезвычайно ограниченное количество декоративных элементов – лишь поясок каменной резьбы по верху барабана и апсид.
Ранние Галицкие памятники типологически вполне соответствовали типам церквей, распространенным в русском зодчестве той поры.
В конце 40-х или начале 50-х-гг. ХII в. был построен главный храм Галича – Успенский собор. Судя по раскопанным фундаментам, он представлял собой четырехстолпный храм, с примыкавшими с трех сторон галереями: Сложен он был из отесанных блоков, наряду с известняком применялся алебастр. В Галицких постройках первой половины почти не использовалась каменная резьба, а в Успенском соборе каменной пластике принадлежало значительное место. Входы храма были украшены декорированными резьбой перспективными порталами, применялись консоли* и рельефы антропоморфного и зооморфного характера. Подкупольныe столбы имели вид круглых колонн, а пол покрывали поливныe плитки, в том числе и с рельефным орнаментом. Анализ декоративного убранства, а частично и технических приемов Успенского собора указывает на то, что эти мастера прибыли в Галич из Венгрии. Таким образом, в середине ХII в. в Галиче сложилась строительная артель, ведущую роль в которой играли венггры. Хотя участвовали и польские мастера, как работавшие здесь ранее, так и вновь прибывшие.
Параллельно с четырехстолпными храмами в окрестностях Галича строили и сооружения совершенно другого типа – центрические – ротонды и квадрифолии. Церковь Ильи пророка представляла собой небольшую круглую постройку, к которой с востока примыкала апсида, а с запада прямоугольное помещение. У Побережья был раскопан храм в форме квадрифолия с очень четко очерченными четырьмя полукружиями. Близ Галича вскрыт иной вариант квадрифолия – с мягко скругленными контурами (так называемый Полигон). Все эти центрические постройки, очевидно, отличались друг от друга по композиции объема. Например, квадрифолий у Побережья имел мощные фундаменты, свидетельствующие о
его значительной высоте, скорее всего двухэтажности. У «Полигона» фундаменты настолько слабы, что он явно был невысокой одноэтажной постройкой. Западная часть церкви Ильи Пророка, вероятно, поднималась в виде башни. Перечисленные здания обладали перспективными порталами и декоративными деталями, украшенными белокаменной резьбой.
Постройки подобного типа в других русских землях неизвестны, но они имеют прямые аналогии в романском зодчестве Центральной Европы, и прежде всего Венгрии. Таким образом, Галицкая земля была единственным районом Руси, где влияние романского зодчества сказалось не только в использовании романской строительной техники и декоративных элементов, но и в прямом перенесении типов сооружений. Очевидно, разделение восточной и западной христианских церквей не зашло еще настолько далеко, чтобы русские церковные власти воспринимали типы католических храмов как недопустимые к применению на Руси.
Рекомендуем также:
Функции витража в архитектурном ансамбле
Жизнь классического витража возможна лишь в архитектурном пространстве. Являясь порождением живописи и архитектуры, витраж жёстко подчиняется их законам. Для каждой эпохи типичны свои приёмы художественного освоения конструкции. Зодчество ...
Становление культуры и ранние формы её развития. Материальная и духовная
культура первобытного общества
Каменный век – 2 млн – 6 тыс. лет назад:
· Палеолит:
§ Нижний
§ Средний
§ Верхний (поздний)
· Мезолит
· Неолит
Медный век (неолит) – 4–3 тыс лет до н.э.
Бронзовый век 4 – 1 тыс. лет до н.э.
Железный век начало 1-го тыс. до н.э.
...
Девяностые - смешение племен
На рубеже конца восьмидесятых-начала девяностых появляются нескольких новых субкультур, а также происходит их общее возрождение и оживление. Фактически все, что происходило в 90-е в Великобритании и США, проходило под знаком «Нью», то ест ...