Культура народов майя: особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники
Все майа были религиозны. Мир в их представлении был сложным образованием, наводненным священными силами. Творцом всего сущего они считали бога Хунаб Ку. Он имел сына Ицамну (господина небес и верховного бога – основателя жречества), отождествляемого с солнцем (порядком, теплом, светом, мужским началом).
Согласно мировоззрениям майа боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь.
Отсюда идея об исключительной важности любой формы жертвоприношений. Ими могли быть цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы – все, что только дорого сердцу. Более серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майа были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигалась реальная взаимосвязь и единство уровней космоса и земного сообщества.
Более жестокие жертвоприношения – ритуальные убийства и каннибализм – совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, политические события, эпидемии). Ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью – обрести достоинства умершего.
К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, посты (воздержание от соли, перца, мяса и секса), исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни.
Наука и искусство.
Храмы были настоящими научно-исследовательскими центрами древних майя.
Основы математики, астрономии, письменности майя переняли у ольмеков. Наблюдение за звездным небом фиксировались письмом и связывались в последовательности и периодичности математикой. Впервые в мире майя разработали точную систему нумерации и применили идею учета расположения цифр при записи больших чисел.
Майя определили продолжительность года и период обращения вокруг земли; с необычайной точностью предсказывали затмение луны и фазы Марса.
Их календарная система включала 269-дневный счет по 13 дням недели. Появилась астрология.
Майя развили и обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. В большинстве своем их иероглифы имеют строго определенное фонетическое значение и являются слогами.
Таким образом, майя создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность.
Немногочисленные сохранившиеся книги майя условно называют кодексами и различают по месту хранения – Парижский, Дрезденский, Мадридский.
Особый интерес представляют книги пророчеств жрецов ягуара. Это рассказы о мировых эрах, о грядущих событиях и катастрофах. Народ майя сумел сберечь свою устную литературу – песни и молитвы, пророчества и заговоры. Литература майя знакомит со своеобразным мышлением этого народа. Выше холодного разума и сухого расчета они ставили чистоту и благородство человеческого сердца, служение божественным проявлениям Вселенной.
Музыка. Майя были очень музыкальны. Пение и музыка были частью их обыденной мирской и ритуальной жизни. Сохранились инструменты майя и их изображения – это бубенцы, погремушки, барабаны, флейты, свистки. Музыка и пение сопровождали танец. Нам известен танец воинов, длящийся целый день, танец «старых женщин», исполняющийся на раскаленных углях. Чаще всего танцы носили ритуальный характер.
Рекомендуем также:
Картина мира как культурологическая категория
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельно ...
Дворцово – парковые ансамбли России
Дворцово-парковые ансамбли и дворянские усадьбы - это особая культурная среда России XVIII-XIX вв., явление сложное, многомерное. Среди основных направлений изучения русской дворянской усадьбы можно выделить историческое, генеалогическое, ...
Литература
Первоначально письменность применялась исключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи Древнего царства до нас практически не дошло памятников письменности, за исключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стен ...