Место Китая в окружающем мире
Место Китая в окружающем по представлениям китайцев тесно связано с мировоззрением и верованиями, что очень ярко отражено в названиях Китая. Китай имел следующие названия: Чжунго – Срединное государство, Тянься – Поднебесная, Джун-хуа – Срединный цветок, Чжун-юань – Срединная равнина, Чжэнь-дань – Восточная заря, Тянь-чао – Небесная династия. Однако позиционирование себя как Срединного государства не стоит относить к географической неграмотности китайцев. Ещё с эпохи Чжоу Великий Шелковый путь давал возможность получать информацию об окружающем мире.
Поднебесной Китай назывался в связи с культом Неба. Этот культ пришел на смену культу Шанди в эпоху Чжоу. Шанди был верховным божеством в эпоху Инь и считался легендарным родоначальником иньцев. На Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: император считался сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до ХХ века. Если император был сыном Неба, то, следовательно, подвластные ему территории получили название Поднебесной. Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется, как синоним цивилизации и порядка в китайском их понимании, и обозначает место китайского народа в мире.
Территория за пределами Срединного государства, или Поднебесной, считалась населенной варварами. Они различались лишь по странам света: восточные, западные, южные, северные варвары. Правители Китая рассматривали все стороны вне их границ как нечто единообразное: страны могли быть большими или малыми, отличаться друг от друга по природным и климатическим условиям, находиться далеко или близко от Китая – это не имело никакого значения, потому что все они считались варварами и вассалами Срединного государства, подданными Сына Неба. Даже войны, которые в XIX в. велись против Срединного государства, маньчжурские императоры именовали не иначе, как «восстание» или «бунт варваров».
Рассмотренные в данном эссе культы играли важную роль в формировании мышления всего китайского народа на протяжении всей истории существования Китая. Начиная с эпохи Яншао, когда зародились тотемизм и анимизм, продолжая эпохами Шан-Инь и Чжоу, когда сложились основные каноны веры в духов, культа предков, мировоззрения как центрального государства, эти культы были доведены до своего наивысшего состояния благодаря конфуцианству и сформировали китайский народ. Несмотря на то, что данные взгляды были присущи традиционному китайскому обществу, они всё ещё живы в современном обществе. Без понимания происхождения, формирования, трансформаций и влияния этих культов невозможно понять как духовную культуру традиционного Китая, но и современный Китай, который играет важную роль в мировом сообществе и оказывает большое влияние на многие культуры.
Рекомендуем также:
Испанская живопись XVIII века
Созданное в XVII веке для всего мира испанскими живописцами, Эль Греко, Рибера, Сурбараном, Веласкесом и Мурильо, записано золотыми буквами в книге истории искусства. Но уже в последней четверти этого века начался упадок, продолжавшийся в ...
Межкультурное исследование детства
Все многообразие в анализе детства в условиях различных культур можно подразделить на две части: подходы, методы изучения детства и объекты исследования (труд, обучение, игры, сенсомоторная активность в раннем детстве). Особое место заним ...
Этноцентризм
Обычаи, присущие той или иной стране, нации, социальной группе, настолько глубоко укореняются в нашем сознании, что кажутся второй натурой. Кроме того, трудно представить себе другой жизненный уклад. Антрополог Ральф Линтон писал:
«В теч ...