Сайт о культуре и искусстве

Архитектура

Другое » Культурная полемика Римской империи » Архитектура

Страница 1

С приходом к власти Августа исключительного расцвета достигло зодчество, как самый сильный художественный выразитель государственных идей. Грандиозным в сравнении с республиканскими постройками выглядел Форум Августа, площадь, предназначенная для мероприятий общественного характера, в частности, как сообщает Светоний, жеребьевки судей.

Форум Августа был сооружен в 42 г. до н.э. в честь победы Августа над республиканцами в битве при Филиппах. Здесь Август возвел храм Марса-Мстителя в знак отмщения убийцам Цезаря (см. Приложение 1.3).

Храм Марса Мстителя включает целлу, стоящую на возвышенном подиуме облицованную мрамором, к ней ведет высокая лестница. В центре находится алтарь, а в конце боковых сторон - два фонтана. Храм окружен восемью коринфскими колоннами, 17 м высотой, по центральному фасаду и восемью - по продольным сторонам, но не имеет колонн с заднего фасада. Внутри целлы возвышалось еще по семь колонн, идущих в два ряда вдоль стен. В апсиде хранились культовые статуи Венеры, Марса и божественного Юлия Цезаря.

Храм Марса Мстителя на Форуме Августа больше цезарианского храма Венеры Родительницы (см. Приложение 1.4). Его портик выше коринфского ордера, колонны шире; целла, перекрытая висячими стропилами, просторнее; абсида в конце ее глубже и шире, к тому же поднята на несколько ступеней над полом. На продолговатом постаменте в абсиде стояли две, а может быть, и три статуи - Венеры, Марса и Юлия Цезаря. В этом храме, помимо вывезенных из Греции произведений искусств, хранились и государственные реликвии, в частности воинские штандарты, некогда захваченные парфянами и возвращенные Риму Августом. Фронтоны украшали статуи Марса с копьем между Венерой и Фортуной, а также изваяния Ромула в виде авгура, Ромы и Тибра.

Строительство Форума обошлось Августу очень дорого, так как, чтобы освободить для него место, пришлось снести много частных жилых домов. От этого памятника сегодня остался только фундамент.

Мощная стена отделяла форум Августа от древней Субурры - квартала, который пользовался очень дурной репутацией. Здесь часто вспыхивали пожары и случались наводнения. На форуме стоял величественный храм Марса Мстителя, построенный Августом во исполнение обета, данного перед решающей битвой с Брутом и Кассием - убийцами Цезаря. По обеим сторонам площади проходили колоннады. Слева от храма в квадратном зале высилась огромная статуя императора.

Форум Августа был парадным комплексом: динамичность портиков Форума Цезаря сменилась почти квадратным спокойным планом, высокая - около 30 м - стена отгораживала Форум от остальных районов города, на нем запрещалась торговля, придававшая живость площадям эпохи Республики.

Сильнее, чем раньше, мастера тяготели к декоративности. Цветными мраморными плитками облицовывалась внутренняя поверхность стен Форума. Приставленные к ним полуколонны исполнялись из цветного мрамора: создавалось ощущение огромного неперекрытого интерьера. Площадь украшали статуи, в частности копии с кариатид афинского Эрехфейона. В нишах стояли позолоченные портретные изваяния с надписями на постаментах. Над всем возвышался 14-метровый колосс Августа, возможно, установленный вскоре после смерти принцепса.

Именно в это время греческий ордер стал использоваться в римской архитектуре не конструктивно, а декоративно. Несущей конструкцией была стена или аркада из кирпича и "римского бетона" (наполнителя из смеси гравия с цементом), а колонны, чаще полуколонны, приставлялись "для красоты". Типичный элемент подобной архитектурной композиции получил название "римской ячейки". Из всех ордеров римляне предпочитали наиболее пышный - коринфский. Инкрустация и облицовка стен стали непременным приемом; все здания облицовывались разноцветным мрамором изнутри и снаружи. В качестве декора использовался не строгий геометризованный орнамент, как это было у греков, а натуральный растительный, в рельефе и росписи - подобный декор появится снова лишь полтысячелетия спустя, в эпоху Готики.

При Августе много зданий возводилось и на Римском Форуме. Продолжают стоять и сейчас три красивые, высотой 12,5 м, коринфские колонны от храма Кастора и Поллукса, передняя часть подиума которого, украшенная рострами, служила трибуной ораторов; в храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом находилась палата мер и весов. Любовь римлян к символике выразилась в узорах капителей храма: вьющиеся усики аканфа переплетаются друг с другом, как бы напоминая о дружбе близнецов Диоскуров. В красивом карнизе храма Конкордии, а также в нарядных капителях, украшенных парными барашками, воплощавшими идею единства и согласия, тектоника форм начинала постепенно обогащаться декоративными элементами. Хотя в постройках времени Августа их роль возрастала, чувство конструктивности продолжало сохраняться.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

«Серебряный век» в русской культуре
На рубеже XIX-XX вв. происходило становление новых областей науки (воздухоплавания, ракетодинамики, биохимии, радиогеологии и пр.). В области гуманитарных наук большое значение приобрела философия, в особенности религиозная, основы кото ...

Театр
Народные игры, известные на Руси еще с древних времен, на протяжении ХIП - перв. пол. XVI в. обогащались новыми средствами сценической выразительности и постепенно приобрели более развитые формы театрального зрелища. Если в обрядах (свадь ...

Творческий путь Иоакима Георгиевича
С юношеских лет, в деятельности И.Г. Шароева органично слились музыка и режиссура, определив в дальнейшем все его творчество. После окончания ГИТИСа Иоаким Шароев работал режиссером в Татарском оперном театре, а в 1954 был принят в Больш ...