Театрально-музыкальная культура
В 60–90-е гг. XIX – начале XX в. музыкальная жизнь на территории Беларуси становилась все более богатой и разнообразной. Так, в Минске открылась фортепианная фабрика, начал работать магазин по продаже нот и музыкальных инструментов, было основано Минское музыкальное общество (1886), действовал городской музыкальный кружок (1896), конкурировали между собой частные музыкальные школы. Местные газеты едва поспевали печатать хронику богатой музыкальной жизни. В 1871 г. в Минске при костеле Святого Роха было создано музыкальное училище органистов, в то время единственное в Беларуси. В семинариях и гимназиях музыкальной подготовке уделялось серьезное внимание.
Развивались связи представителей белорусской и российской музыкальной культур. С большим успехом на территории Беларуси выступали прославленный русский хор Д. Славинского, гремел знаменитый бас Ф. Шаляпина, пели кумиры публики Н. Фигнер, А. Мазини, давала представления русская оперная труппа под руководством И. Шумана, концертировали пианисты и композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, А. И. Зилоти. Мотивы белорусской национальной музыки звучали в произведениях Н.А. Римского-Корсакова, А.Т. Гречанинова, С.И. Танеева и других известных русских музыкантов. Создавалась благоприятная творческая атмосфера для написания белорусскими композиторами новых произведений. Ф. Милодовский сочинил пленивший публику «Полонез» для фортепиано. Композитор А. Роговский написал музыку к стихотворению Я. Купалы «А хто там щзе?». Он же – автор «Сюиты белорусской» в шести частях. Развивалась отечественная музыкальная критика и мемуаристика. Композитор и скрипач М. Ельский выпустил мемуары о накопленном в отечестве за текущее столетие музыкальном наследии. Среди других изданий увидели свет фольклорные сборники «Белорусские песни Минской губернии» Н. Янчука, «Песни белорусские» А. Черни, «Малороссийские и белорусские песни» П. Сокольского.
В популяризации белорусской музыки и возрождаемого театра активное участие принимал клуб «Беларуская хатка» (1916–1921), объединявший несколько творческих коллективов.
Следует отметить, что в начале XX в. в крупных городах получило распространение кино – для Беларуси новый вид искусства. До начала Первой мировой войны в Минске работали кинотеатры «Модерн», «Эден», «Гигант», «Люкс», «Иллюзион». Всего в начале XX в. на территории Беларуси действовали 58 кинотеатров. Первые кинофильмы, как известно, были немыми, но с весьма выразительным музыкальным сопровождением, прояснявшим занимательные сюжеты.
Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, связанные с отсутствием собственной базисной цивилизации, белорусская культура динамично развивалась в тесном взаимодействии и взаимопересечении с другими национальными культурами, приобретая все более ярко выраженный демократический характер и колоритный национальный стиль; все отчетливей проявлялись ее самобытность и самостоятельность. В середине – второй половине XIX в. поднялась новая волна белорусского возрождения, дополнительный импульс которой придали бурные события в России, ознаменовавшие начало нового столетия.
Не порывая с историческими традициями, белорусская культура продолжала оставаться оплотом острой борьбы с регрессивными консервативными силами, выступавшими против национального самоопределения белорусов.
Рекомендуем также:
Буддизм – первая мировая религия, мировоззренческая основа художественной
культуры народов Азии
Буддизм – самая древняя мировая религия.
Он возник в I тыс. до н.э. в Индии. Закрепился в сознании многих регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока.
Согласно преданию, основателем буддизма был знатный член племе ...
Искусство этрусков
Резкий культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья (возможно, также из Сардинии, где существовала культура строителей нураго ...
Скинхэдс
В 1964 году, «Моды», особенно выходцы из низших слоев общества, инстинктивно почувствовали, с началом времен «Свингующего Лондона», настоящую угрозу своему существованию как обособленной субкультуры. В то время как «модовский стиль» копир ...