Сайт о культуре и искусстве

Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая

Другое » Основы культурологии » Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая

Страница 1

Китайская культура – одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога – на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города.

В XII в. до н.э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.

1. Практически все религии и философские течения в Китае проповедуют принцип пассивности в жизни, начиная от даосизма, который вообще во главу угла ставит принцип недеяния и кончая буддизмом, рассматривающем жизнь как непрерывное страдание. Особую роль в формировании китайского консерватизма сыграло конфуцианство (по имени его основателя – проповедника Кун-цзы).

2. Конфуцианство зародилось в период «воюющих царств» – достаточно неспокойное время, когда большинство жителей поднебесной устали от нестабильности. Конфуций (европейская транскрипция имени) обосновал свою систему. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе; он утверждал, что общественная структура, как и структура всего мира вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: сын – чтить своего отца, подчиненный – начальника. Все полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба». Император – отец народа, а народ – его дети. В основе идей Конфуция лежал культ повиновения старшим по возрасту и должности. С течением времени Конфуцианство превращается в государственную религию. К началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико-идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного подчинения народа. Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни или превращения в государственных рабов как самого \нарушителя, так и членов его семьи.

3. На основе конфуцианства были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Малейшая самодеятельность наказывалась

4. Строгая регламентация общественной жизни, в том числе того кому, когда и какую одежду носить, доходящая до абсурда.

5. Человек не представлял самостоятельной ценности как личность; древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и колллективным»

6. Как результат всего вышеперечисленного, у китайцев развилась склонность к догматизму и конформизму, уверенность в правильности государственных истин.

Наука и искусство Древнего Китая

Наука

Китайцы первыми ввели понятие отрицательных чисел, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Астрономами был составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил, а также первые карты звездного неба.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Религия и церковь в средневековом обществе
Для средневековой культуры характерны две ключевые отличительные признаки: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных состояний (социальных слое ...

Театр российского символизма
Идея создания символистского театра следует из неоромантической концепции органического слияния на сцене всех искусств — синтеза, взращённого мощным музыкальным началом Вагнера либо обладающего воздействие музыки Малларме, по словам Андре ...

Библиотеки, издатели, книгораспространители: вместе или порознь
Практика показала, что, громко декларируя идеи интеграции и кооперации, по крайней мере, на уровне информационных технологий взаимодействия, библиотеки, издатели и книготорговцы, как правило, действуют сами по себе и не хотят (реже - не м ...