Сайт о культуре и искусстве

Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая

Другое » Основы культурологии » Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая

Страница 1

Китайская культура – одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога – на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города. hongqi h5 ИЗ КИТАЯ ПОД ЗАКАЗ, l9 max lixiang

В XII в. до н.э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.

1. Практически все религии и философские течения в Китае проповедуют принцип пассивности в жизни, начиная от даосизма, который вообще во главу угла ставит принцип недеяния и кончая буддизмом, рассматривающем жизнь как непрерывное страдание. Особую роль в формировании китайского консерватизма сыграло конфуцианство (по имени его основателя – проповедника Кун-цзы).

2. Конфуцианство зародилось в период «воюющих царств» – достаточно неспокойное время, когда большинство жителей поднебесной устали от нестабильности. Конфуций (европейская транскрипция имени) обосновал свою систему. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе; он утверждал, что общественная структура, как и структура всего мира вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: сын – чтить своего отца, подчиненный – начальника. Все полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба». Император – отец народа, а народ – его дети. В основе идей Конфуция лежал культ повиновения старшим по возрасту и должности. С течением времени Конфуцианство превращается в государственную религию. К началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико-идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного подчинения народа. Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни или превращения в государственных рабов как самого \нарушителя, так и членов его семьи.

3. На основе конфуцианства были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Малейшая самодеятельность наказывалась

4. Строгая регламентация общественной жизни, в том числе того кому, когда и какую одежду носить, доходящая до абсурда.

5. Человек не представлял самостоятельной ценности как личность; древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и колллективным»

6. Как результат всего вышеперечисленного, у китайцев развилась склонность к догматизму и конформизму, уверенность в правильности государственных истин.

Наука и искусство Древнего Китая

Наука

Китайцы первыми ввели понятие отрицательных чисел, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Астрономами был составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил, а также первые карты звездного неба.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Церковно-литературные произведения
Культурные традиции Киевской Руси продолжались не только в летописании, но и в других видах письменности, в частности в ораторской, житийной и паломнической прозе. Выдающимся представителем ораторской прозы второй половины ХIII в. был арх ...

Культурная интеграция
Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают влияние на культуру. Кро ...

Новое царство
Окончание Среднего царства связано с нашествием племен гиксосов около 1700 г. до н.э. Они утвердились в Египте на полтора столетия. Изгнание гиксосов в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства и возрождению египетской ...