Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место и роль человека в религии и искусстве
I Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта.
Хронологические рамки существования Древнего Египта как с играющей значимую роль в историческом процессе цивилизации – IV–III тыс. д. н.э. – рубеж н.э.
Зарождение египетской народности происходило еще в 10–8 тыс. д. н.э., когда многочисленные тогда еще первобытные племена стали заселять долину Нила. Со временем племена перемешивались, перенимали отличительные черты друг друга. К 4 тысячелетию до н.э. можно говорить о том, что в Египте сформировалась определенная народность – тот тип людей, который мы находим на памятниках египетской культуры. Отличительными чертами этого типа были:
· Высокий рост
· Черные прямые волосы
· Утолщенные губы
В 3 тыс. до н.э. при фараоне Менесе было объединено государство. В дальнейшем саму историю страны в Египте отсчитывали по династиям; нескончаемые имена фараонов, одно длиннее другого, служили средством разделять периоды времени. Цикличность, так характерна для Египта повлияла и на развитие его материальной и духовной культуры. Сами циклы, точкой отсчета которых стали разливы Нила (египетский новый год) стали краеугольным камнем всего мировосприятия Египтян. После окончания одного цикла начинается следующий, а за ним еще один и еще… Жителю Египта само понятие какого-то исторического прогресса было чуждо, о чем писал еще О. Шпенглер в своем «Закате Европы». Проходили годы и годы, а египетская пластика оставалась такой же примитивной, как и раньше. Подчиненность традициям, нежелание вносить изменения в жизнь – доминирующая черта миросознания египтян.
В связи с этим, все глобальные изменения в культуре Египта были связаны с влиянием извне. Можно выделить три основных этапа:
1. Древний Египет 4–1 тыс д. н.э.
На этом этапе были сделаны все основные достижения египетской культуры
Создание усыпальниц фараонов
- 1-я – пирамида Джосера, ступенчатая и возвышается как лестница к небу
- самая известная – пирамида Хеопса в Гизе. Строилась более 20 лет; высота 146 т; одно из чудес света;
- впоследствии пирамиды стали строить не из камня, а из кирпича; их размер уменьшается;
- чтобы защитить погребения от грабителей, строительство пирамид прекращают, начинают строится гробницы-тайники, тщательно скрытые от чужих глаз. Часто их делали в скалах. Заупокойный храм фараона Ментухотепа 1 – скальная гробница, 15 в. д. н.э.
Развитие письменности; эволюция иероглифического письма
- иероглифы – изображения животных, людей и неодушевленных предметов
- запись иероглифами абстрактных понятий (использовалось сочетание вещественных иероглифов); следует отметить, что египтяне считали свою письменность очень простой для изучения и даже говорили о поголовной грамотности населения;
- создание скорописи, или иератического письма, – переход от иероглифической письменности к слоговой, что явилось несомненным достижением; некоторые культуры этот переход так и не совершили;
- создание демотического письма, еще более совершенного и более подходившего для потребностей гос-ва.
Создание культовых сооружений
- эволюция колонн от деревянных к каменным – каменные точно копируют деревянные
2.
Рекомендуем также:
Образование
Как и греки, римляне утверждали приоритетную значимость воспитания и образования. Дух и история римского общества требовали, что бы молодой римлянин имел мужественное, крепкое тело, обладал волей и привычкой беспрекословно подчиняться зак ...
Театр российского символизма
Идея создания символистского театра следует из неоромантической концепции органического слияния на сцене всех искусств — синтеза, взращённого мощным музыкальным началом Вагнера либо обладающего воздействие музыки Малларме, по словам Андре ...
Театр как зрелище. Актер и публика
В отличие от современного театра, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и танцевали сами граждане, для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые де ...