Сайт о культуре и искусстве

Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Другое » Градостроительные преобразования Парижа XVIII–IX вв. и характеристика ансамбля Лувра » Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Страница 1

Дворцово-парковый ансамбль Версаля — это величайший памятник архитектуры XVII в., оказавший огромное влияние на градостроительную мысль последующих столетий. В художественном отношении Версаль вообще стал как бы «идеальным городом», о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV и искусством его архитекторов и садовников оказался воплощен наяву, причем в непосредственной близости от французской столицы.

Первые упоминания о скромной деревушке Иль-де-Франса Версаль, приютившейся у склона холма, встречаются в хрониках XI века. Со временем она превратилась в поселок, лежащий у подножия маленького феодального замка, с церковью и двумя ветряными мельницами. В 1624 г. король Людовик XIII, который любил охотиться в Версале, прибрел здесь землю, болотистую, окруженную полями. И вскоре рядом со старинной деревушкой по его распоряжению был выстроен небольшой охотничий замок. Он был настолько мал, что в нем даже не были предусмотрены комнаты ни для королевы-матери, ни для королевы-жены. Тем не менее, по случаю завершения работ Людовик пригласил обеих на ужин. Сохранились сведения о том, что король сам принес королевам первое блюдо и, примостившись у ног дам, наблюдал за их трапезой, а после еды предоставил им удовольствие поохотиться. На следующий год Людовик приказал высадить вокруг замка саженцы деревьев разных пород: так был заложен будущий версальский парк.

Ближайшим прототипом грандиозного Версальского комплекса был дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт, принадлежавший всесильному генеральному контролеру финансов Николя Фуке, одному из богатейших людей Франции.

Но как достоверно известно, Фуке дорого поплатился за свое тщеславие. Его великолепный замок, и роскошный парк вызвали зависть Людовика XIV, который ни в чем не терпел соперничества. Он низложил всесильного министра финансов, заключил его в темницу, где тот провел остаток жизни, а из владений Фуке было вывезено все, что только возможно было вывезти. После чего монарх поручил тем же зодчим (Лево, Лебрену и Ленотру), которые возводили Во-ле-Виконт, постройку собственной резиденции в Версале, но гораздо обширнее и роскошнее. Таким образом, маленький охотничий замок Людовика XIII, построенный на низком холме, окруженном лесами, начиная с 1668 г. постепенно становится политическим центром Франции.

Сердце Версаля — Большой дворец, с его парковым фасадом длиной 640 м, — представляет собой U-образный центральный блок, ориентированный на парк. Луи Лево, приняв во внимание пожелание короля оставить в неприкосновенности отцовский замок со стороны парадного двора, развил первоначальную композицию дворца пристройкой крыльев, обрамляющих так называемый vраморный двор, действительно вымощенный плитами мрамора [4, c. 221]. Расположенный под дворцовыми стенами, он является композиционным центром ансамбля. С трех сторон ограниченный архитектурой, Мраморный двор воспринимается как уютный интерьер. Впечатление интерьера усиливает сам фасад — нарядный, пестрый благодаря вкраплениям в кирпич светлого камня и укрепленным на стене изящным консолям со скульптурными бюстами.

Дворец расположен на некотором возвышении, господствующем над окружающей местностью. Рядом с ним расположен парк, прорезанный центральной аллеей. Он спускается вниз ступенями и постепенно сливается с окружающей природой. По высоте здание горизонталями четко разделено на три части. Первый этаж — цоколь, высокий и устойчивый, украшенный рустом. Он пробит окнами, производящими впечатление арочных проемов в стене. Второй этаж — парадный. Его межоконные простенки украшают пилястры. По всей длине корпуса между двумя боковыми ризалитами проходит открытая терраса, на которой были устроены цветники. Парапет с декоративной скульптурой подводит к третьему, низкому аттиковому этажу. Плоская крыша, отделенная балюстрадой и установленными на ней каменными вазами и трофеями, выделяющимися на фоне неба, завершает композицию дворца [5, c. 36].

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Мистика как феномен
Современный человек, зачарованный успехами науки, с подозрением относится к интуитивным формам постижения реальности. Между тем древние в определенном смысле знали гораздо больше чем мы. В этом одно из поразительных открытий науки. Физики ...

Искусство компьютерного коллажа
Коллаж (в переводе французское слово collage означает наклеивание), по словам художников, «бросает вызов живописи». Когда-то Пабло Пикассо одним из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве, а сегод ...

Эстетические категории средневековья
Известно, что творческий метод был обусловлен традициями и духом того времени. Он так же базировался на созданных раннее образах, и они были интерпретированы в новой манере, что, как отмечет Муратова К.М., давало художнику простор для фан ...