Русские сезоны Дягилева и современный балет
В апреле 2009 года исполнилось 103 года с тех пор, как начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже для наших эмигрантов. Это был уникальный период расцвета отечественной культуры и меценатства. Европа была поражена, увидев русскую живопись, услышав русскую музыку. С этого времени каждая парижская весна в течение 20 лет приносила новые открытия в русском балетном и оперном искусстве.
«Русские сезоны» гремели во славу русского искусства в Париже, Лондоне, Риме. Каждое из событий «сезонов», будь то выставка, спектакль или концерт, вписывало новую страницу в летопись мировой культуры. Художественная деятельность труппы Дягилева в корне перевернула представления европейцев о классическом балете, о декорациях, костюмах, красках и формах и помогла западным художникам сделать шаг к новому направлению и стилю – арт-деко. К сожалению, «сезоны» прекратили свое существование с уходом из жизни патриота и просветителя Сергея Дягилева.
Но вначале 21 века они были возрождены, и сейчас мы имеем возможность увидеть балет, который танцевали сто лет тому назад. Фонд имени Мариса Лиепы и компания «SAV Entertainment» в рамках седьмого открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» возрождают великую традицию «Русских сезонов» Сергея Дягилева – ярчайшего явления в мировом культурном процессе. Фестиваль «Черешневый лес» представил лучшие балеты из цикла «Русские сезоны 21 век» на сцене Московского театра Оперетты – «Тамар» и «Синий бог», а также премьеру восстановленного балета Брониславы Нижинской «Болеро».
Художественные руководители проекта: Народный артист России Андрей Петров и Заслуженный артист России Андрис Лиепа. Продюсер проекта – Надежда Соловьева. Балеты «Русских сезонов» получили второе рождение.
Премьера восстановленного спектакля состоялась 25 октября 2005 года на сцене Государственного Кремлевского дворца. Эта постановка посвящается всем создателям спектакля 1912 года в Париже.
Идея создать балет с декорациями и костюмами Бакста родилась в 1992 году. Немногие сохранившееся документы, что осталось от той постановки возбуждало в моем воображение картины древнего индийского храма на берегу озера в зарослях лотоса. Длинные процессии жрецов в белых одеждах, змии, фантастически красивый костюм Вацлава Нежинского, фотография Тамары Карсавиной и множество противоречивых воспоминаний современников Сергея Дягилева. Постановку и хореографию осуществлял Михаил Фокин. К сожалению, именно от хореографии «Синего Бога» не осталось ничего, кроме фотографий. Пришлось пригласить Уэйна Иглинга на постановку «Синего Бога».
Постепенно все элементы выстраивались в единое целое. Но был один существенный пробел. Это музыка. Перебрали всех композиторов, и внимание остановилось на Скрябине. Началось изучение книг об Александре Николаевиче, знакомство с его музыкой, и из этого выкристаллизовывается музыкальная канва. Первая часть «Божественной поэмы» и «Поэма экстаза» целик. Скрябин по воспоминаниям современников мечтал об исполнение этих произведений в Индии в несуществующем храме в горах. Он мечтал о хореографическом решение, об уникальных световых эффектах при исполнении своей музыки. Началась кропотливая работа по поиску недостающих эскизов костюмов, материалов и чтению статей о постановке.
Дело осталось за малым. Найти исполнителя, который мог бы исполнить партию Нежинского. Сейчас балет поставлен на Николая Цискаридзе (Синий Бог), Илзе Лиепа (Богиня) и артистов театра «Кремлевский балет». Декорации и костюмы Бакста восстановила Анна Нежная. Это потрясающе красиво.
Премьера воссозданного спектакля состоялась 22 марта 2006 года на сцене Государственного Кремлевского Дворца.
С давних времен бытует русская легенда об истории жестокой царицы Тамар, которая жила в 12 веке в уединенном замке в горах Грузии, омываемом бурными водами реки Терек. Говорят, что у Тамар было лицо ангела и сердце демона. Под предлогом гостеприимства она заманивала в свой замок путешественников, едущих мимо по пустынной дороге. Очаровав несчастных своей дьявольской красотой, она убивала их, а тела приказывала сбрасывать со скалы.
На тему этой легенды Михаил Лермонтов написал волнующую поэму, которой дал название «Тамар», а выдающейся композитор Милий Балакирев создал красочную симфонию. Благодоря Льву Баксту, музыка и поэма объединились в болет. Бакст совершил путешествие на Кавказ, чтобы лично побывать на месте злодеяний Тамары. В этом суровом, пустынном месте он смог воочию представить себе мизансцены нового балета, который стал одним из величайших триумфов художника. Хореографом балета стал Михаил Фокин. К сожалению, хореография Фокина безвозвратно утрачена.
Авторы новой версии сделали шаг новой интерпретации легенды. Изменился взгляд на историю Тамар, отношение между героями представлены в новом свете. Тамар в новой интерпретации – это не только гордая и не преступная царица, но и чувственная женщина, задающая себе вопросы, оценивающая свои поступки, страдающая. Авторы пытаются ответить на вопрос, почему героиня убивает странников, внеся в постановку дополнительный мотив смерти мужа героине. Захлестнувшее женщину горе приводит к крайней жестокости.
Рекомендуем также:
Строительство пирамиды Хеопса
Считается, что около 4000 архитекторов, художников, каменотёсов и прочих ремесленников выполняли подготовительные работы около 10 лет и только после этого приступили к строительству пирамиды. Согласно Геродоту, 100 000 рабочих, которые см ...
Концепция культуры в «философии жизни»
В конце XIX – начале XX в. развивается иррационалистическое понимание культуры в границах «философии жизни». Понятие «жизнь», как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, является исходным. Предст ...
Галицкая архитектурная школа. Влияние романской культуры
Совершенно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли. Развитие зодчества происходило здесь очень своеобразно, отличаясь от того как это было в киевской, новгородской или полоцкой архитектурных школах. ...